Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
2 - Страница 3

Содержание материала

Настало время разобраться с погостами. Выше отмечалось, что это пункты сбора дани у населения. Название происходит от слова «гость». Но гостями здесь были не купцы и торговцы (в Древней Руси купцов называли гостями), а княжеские сборщики дани. Они гостили, пока несли, оформляли и нагружали возы собранной данью. Видимо, чаще всего они устраивались в уже существующих населённых пунктах. Нахождение в них местной власти, потом, в период христианизации, - местной церкви, кладбища и др. превращало их в крупные деревни, которые назовут сёлами. В XV-XVI веках они уже центры псковских губерний, а после 1861 года – центры волостей. В наше время – это устаревший термин, которым именуют старые кладбища.

Наш народ никогда не был безвластным. Сначала были руководители первобытных стад. Когда орудия труда улучшились, и пищи стали добывать больше, появилась возможность всем кровным родственникам жить вместе во главе со старейшинами родов. Дальнейшее развитие производительных сил позволило жить обыкновенными семьями, родственными и неродственными. Они составляли одну деревенскую, т. е. сельскую общину, которая продержалась в России до Столыпина, а, с некоторыми оговорками, существует и сейчас. Во времена Ольги она уже существовала во главе со своими старостами. Вот на этих старост крупных деревень и были возложены обязанности руководителей погостов. Со своими подручными и старостами более мелких деревень они и осуществляли низовую власть на местах.

Можно предположить, что Ольгин Крест, Козлов Берег, Каменный Конец, Гдов, Ветвеник, Кунесть, Рудница, Мда, Ремда и др. в X веке уже существовали как крупные или удобно стоявшие деревни, которые были назначены Ольгой погостами. Кстати, крупные деревни того времени – это десяток дворов. Большинство тогдашних деревень имели 2 – 3 двора, были и однодворные.

Уложилась ли Ольга со своим походом в один год? Поход начался в 947 году. Летопись не называет более точные сроки, но сообщает, что её сани стоят в Пскове. Значит, до Пскова она добралась весной, но не 947 (даже если бы выехала в январе, не успела бы), а следующего, 948 года. Поэтому Гдовскую землю она проезжала и устраивала в январе-феврале 948 года. В это же время был устроен и погост Гдов. Сначала автор сомневался, полагая, что в Гдове, как в Сторожинце и Кобыльем погоста не было, допуская существование очередной гдовской тайны. Но когда измерил расстояние от Гдова до Каменного Конца и от Гдова до Ветвеника понял, что здесь срабатывает правило 7 км. от Каменного Конца до Ветвеника примерно 14 км., Гдов находится посередине. Значит, в Гдове должен быть погост. Но окончательное слово за археологами.

Иногда в краеведческих статьях встречается утверждение, что Ольга после смерти мужа объезжала свой вдовий удел. В разбираемой летописи на это нет и намёка. С другой стороны, что значит «вдовий удел»? Это земли и деревни, данные ей на прокормление. Тогда возникают другие вопросы. Этот удел ей кто-то должен дать, кто тогда находился выше её. Но она сама была княгиней-регентшей, и выше никого не было. Отводить земли самой себе – нелепо. Если этой вдове дали, тогда должны были дать и другим вдовам Игоря, но и об этом летопись не упоминает. Может быть, она объезжала удел её отца, отошедший теперь к ней? Но тогда оказывается, что этот удел слишком велик. Смотрим опять на карту. Ольга объехала и устроила земли древлян, дреговичей, кривичей, ильменских словен, радимичей и северян. Вятичи, волыняне, белые хорваты, тиверцы и уличи при Ольге ещё не входили в состав Киевской Руси. Значит, она объехала и устроила земли всего тогдашнего государства. Если бы она объезжала только свой удел, тогда не было бы никакой связи этого объезда со смертью Игоря, после которой и из-за которой она и проводила это устройство. Игорь нарушил правила всего государства, поэтому реформированию подлежало всё государство, чтобы подобные явления не повторялись. Так была проведена первая в истории нашего государства экономическая реформа.

Но самое интересное то, что согласно древнейшей русской летописи княгиня-регентша раньше всех отечественных правителей могла посетить Гдов и основать его как погост. Не исключено, что она могла основать и деревню Гдов, устраивая погост на пустом месте. Вот где корни гдовских преданий об Ольге! «Повесть временных лет» не сообщает о посещении или основании ею Гдова, но внимательное прочтение её маршрута приводит к таким предположениям.

В очередной раз летопись пишет об Ольге под 955 годом, через 10 лет после гибели Игоря. Она застаёт Ольгу в пути. Бывшая правительница Киевской Руси едет в Константинополь, который на Руси называли Царьградом из-за его величины и могущества. Едет как частное лицо, потому что Святослав уже возмужал, и она успела передать ему власть. Видимо, не стоит говорить здесь о том, какую огромную роль играла в средние века религия, в том числе в государственных и межгосударственных делах. Видимо, к этому времени Ольга уже преодолела период колебаний и сомнений и из всех существующих религий избрала православие. Даже частному лицу из соперничающего государства креститься в Византии было нелегко. Это государство хотело иметь неавторитетных соседей. А если и шло на распространение у них православия, то вновь возникшие епархии должны были подчиняться византийскому патриарху, который подчинялся византийскому императору. Но Ольге повезло: она приглянулась самому императору Константину Богрянородному. Проявив жеманство, она заявила, что недостойна его ухаживаний, поскольку является язычницей. И, воспользовавшись ситуацией, добавила: «Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил её император совместно с патриархом, и нарекли её Еленой в память о матери Константина, который первым из римских императоров признал Христиан. Теперь, когда Ольга перестала быть поганой, император, якобы, сделал ей предложение, на что она ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью, а у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». Так Олька перехитрила императора: добилась искомого и не понесла никакого ущерба. (Сам Константин описал встречи с Ольгой в своей книге «О церемониях», но под 957 годом). Этот визит изложен в летописи на с. 111.