Афанасьев Юрий Иванович,
краевед (Псков)
Впервые автор этого материала, выпускник Ленинградского университета о том, что Ольга основала Псков и начала крестить псковичей раньше всех на Руси услышал в начале 60-х годов от священника Никольской церкви в Каменном Конце Гдовского района. Пожилой человек так самозабвенно рассказывал юнцу, прибывшему посмотреть храм, который посещали его предки до постройки Ильинской церкви в Черме, что бесполезно было его перебивать. Такая убеждённость заставила подробнее изучить этот эпизод отечественной истории и, в свою очередь, окончательно убедиться в своей правоте: старик пользовался какими-то источниками, которые не вписываются в историю Руси, поэтому наукой не признаются. Позднее оказалось, что он пользовался церковной биографией Ольги, составленной после её канонизации в
В наши дни автору приходится вторично сталкиваться с такой трактовкой образа княгини Ольги. И напомнил ему об этом читатель Е.Михайлов из деревни Озера, видимо, не имеющий исторического образования. Значит, настало время познакомить его с научной биографией этой государственной деятельницы. Церковь её называет великой княгиней Ольгой Всероссийской. Здесь без вымысла только одно слово «Ольга» и то не русское. Она никогда не была великой княгиней, потому что в X веке, когда она жила, не было такого титула. На всю Киевскую Русь был единственный правитель, который назывался просто князем и пресекал любые самозванства, поэтому других князей не было. Великие князья появятся в XII веке с началом феодальной раздробленности Руси. Во главе каждой земли появится свой князь, и, чтобы отличить от них Киевского князя, который хоть и не был сильнее других, но по традиции считался старшим, его и стали звать великим, в значении больший, старший, т.е. не так, как именовали Петра Великого. И княгиней её называют условно и для краткости. Скорее всего она была регентшей при своём сыне княжиче Святославе. Чтобы это подчеркнуть, она брала его в поход против убивших его отца Игоря древлян. Он даже «участвовал» в сражении против них. До Ольги на Руси никогда не правила женщина. Трудно даже представить, как тяжело ей было браться за это неженское дело. Она чувствовала себя неловко и всячески подчёркивала, что правит вынужденно и временно, чтобы иметь возможность вырастить сына. Ольга и Всероссийской в X веке не могла быть, потому что России тогда ещё не было. Официально страна станет называться Россией после победы Петра I в Северной войне в 1721 году. А при Ольге, её муже Игоре, Вещем Олеге – это скромное государство, которое будет увеличиваться при всех последующих правителях: её сыне Святославе, внуке Владимире, особенно при Владимире Мономахе – деде Псковского князя Всеволода Мстиславича.
Почему автор увязывает образ Ольги с «Повестью временных лет»? потому что это самая древняя (из сохранившихся) летопись нашего народа и древнерусского государства. Историки последующих времён считают её наиболее объективной: она опиралась на более древние летописи, и за 200 лет после Ольги ещё не было необходимости что-то в ней менять или добавлять. Поэтому в этом документе Ольга предстаёт перед читателями и исследователями, так сказать, в первозданном виде, без мифов, легенд и преданий.
Первый раз эта летопись сообщает об Ольге под 903 годом, когда её привели от Пскова Игорю в жёны. Летопись не сообщает о её возрасте, но по традициям того времени, замуж выдавали в 13-15 лет. Археологи доказывают, что Псков, как город, был построен при Вещем Олеге /С.В. Белецкий/, если не раньше. Значит, Псков старше Ольги, поэтому она не могла его основывать. (Эта летопись, с. 83, Издательство «Наука»,
Второй раз «Повесть временных лет» сообщает об Ольге под 945 годом. В этом году её муж Игорь в нарушение традиции вторично явился к соседнему союзу племён за данью. Древляне заявили, что, если повадится волк в стадо, то перережет всех овец, пока его не убьют. И убили его. Узнав о мученической гибели своего мужа, весь этот год мстит она погубившим его древлянам. Сначала заживо зарывает их посольство в землю, потом сжигает второе посольство в бане. Наконец, приходит с войском к кургану над могилой Игоря и устраивает тризну, в разгар которой приказывает зарубить 5000 пьяных древлян. Испуганные древляне попрятались в своих деревянных городах. Ольга окружает и осаждает города. Древляне предлагают любой выкуп, чтобы Ольга прекратила мстить. Но кровожадной язычнице Ольге нужна только полная беспощадная месть, поэтому она пошла на очередную хитрость: мол, что с вас взять, у вас и для себя мало осталось. Отказавшись от хлеба, сала и мёда, она берёт по три голубя и по три воробья с каждого двора. Видимо, такая лёгкая дань не вызвала подозрений у жителей Искоростеня, поскольку у многих народов мясо голубя до сих пор считается деликатесом. Получив птиц, Ольга велела к их ногам привязать трут, который подожгли и отпустили птиц. Они полетели к своим гнёздам, под крыши изб. От этого разом загорелись дворы так, что невозможно было тушить пожар. Люди побежали из города. Ольга приказала их хватать. Одних убили, других взяли в рабство, третьих заставили заплатить тяжёлую дань, две части которой шли в Киев, на государственные дела, а третья – в Вышгород, «ибо был Вышгород городом Ольги». В летописи всё это описано более яркими красками, да так, что диву даёшься, как эта беспощадная язычница стала христианской святой. А ведь православие учит совсем другому. Эта летопись составлялась в XII веке, через 200 лет после Ольги, когда уже были известны все её христианские «подвиги», но они тогда бледнели перед её языческим прошлым, поэтому о ней тогда предпочитали говорить меньше, только голые факты (Повесть временных лет, Библиотека литературы Древней Руси, т. I, СПБ, Наука, 1997, с. 107-108).