3 марта во всем мире отмечается Всемирный день писателя – праздник, воссоединяющий всех причастных и неравнодушных к слову, а также замечательный повод в очередной раз вспомнить о роли писателя в обществе.
История Всемирного дня писателя начинается с 1921 года, когда в Лондоне был организован ПЕН-клуб: Poets - поэты, Essayists - очеркисты, Novelists - романисты. Спустя два года там же состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба, а затем подобное мероприятие сало традиционно ежегодным.
По решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба, который проходил с 12 по 18 января 1986 года, был учрежден Всемирный день писателя – праздник, полное название которого звучит как Всемирный день мира для писателя.
Идея праздника пришлась России по душе, и сегодня в этот день мы чествуем всех, кто имеет отношение к литературе и провозглашает три основных принципа профессионального труда писателя - вдохновенное творчество, духовную свободу и отсутствие произвола цензуры.
В современной русской литературе немало талантливых имен: В. Авченко, А. Аствацатуров, П. Басинский, И. Бояшов, А. Варламов, М. Веллер, Е. Водолазкин, В. Левенталь, И. Малышев, А. Матвеева, А. Мелихов, Т. Москвина, С. Носов, З. Прилепин, А. Проханов, А. Рубанов, Р. Сенчин, А. Снегирев, М. Тарковский, Л. Улицкая, С. Шаргунов, Л. Юзефович и многие - многие другие!
И сегодня мы предлагаем ознакомиться с книгой, на страницах которой все эти имена размышляют – о литературе, времени и себе – это сборник «Как мы пишем»: писатели о литературе, о времени, о себе», авторы составители которого – современные писатели Александр Етоев и Павел Крусанов.
«Книга получилась более чем представительная, - признаются они в Предисловии, - Здесь сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и традиций, разной степени склонности к рефлексии и самоанализу».
Идея издания такого сборника, вобравшего в себя размышления писателей о литературе, времени, собственном мировоззрении, не нова. В 1930 г. Издательство писателей в Ленинграде выпустило одноименный сборник, где авторы среди которых были М. Горький, А. Белый, М. Зощенко, В. Каверин, Б. Лавренёв, Ю. Тынянов, В. Шкловский, Ал. Толстой, Б. Пильняк, «в вольной форме отвечая на вопросы предложенной издательством анкеты, рассказывали о себе, о своих книгах, о взглядах на литературу и о методах её приготовления, которым они отдают предпочтение» (Из Предисловия).
Тогда книга получилась. Она была интересна, разносторонне информативна и содержала хороший посыл – к творческому и личностному развитию читателя.
И вот, спустя десятки лет, мы видим сборник, который переносит рефлексию 30-х гг. прошлого века в современность.
«Чем был вызван читательский интерес к фигуре писателя тогда и разве нет такого интереса сегодня? Разве не вечен этот запрос? Разве и по сию пору нам не хочется знать, кем же в реальности был древний грек Гомер и что он думал о нелёгком труде аэда?» - эти вопросы, вынесенные авторами в Предисловие, задают общий тон книги – она о противоречиях и проблемах современной словесности, о человеке, для которого творчество, литература – не столько род занятий, сколько искусство жить, мыслить, дышать.
Интересно, что в отличие от предыдущего сборника, в этом речь идет, по словам составителей, не только о современном искусстве, но и «королях и капусте». Удивительно, не правда ли? И интригует. Почему так?
Дело в том, что посыл к творчеству, также, как и истоки литературного пути у каждого автора – свои, поэтому в совокупности все тексты посвящены самым разным граням окружающей нас жизни.
Алексей Варламов, например, рассказывает о том, п о ч е м у и д л я ч е г о он стал писателем, а также о своей писательской судьбе и значении литературы в своей жизни: «В начале 1990-х, когда мой первый роман еще не был опубликован, его прочитал в рукописи Вадим Валерьянович Кожинов и пригласил меня к себе домой на Поварскую. Мы долго говорили на разные темы, и я помню, как среди прочего он сказал так: «Искусство - это не рассказ о жизни, это - жизнь, которая рассказывает о себе». Не знаю, насколько мне это удается, но я испытываю к литературе невероятную благодарность за ту жизнь, которую она мне подарила. За пережитое, увиденное, встреченное…» (Алексей Варламов «Улица свободы»).
Для Евгения Водолазкина литература – это «то, что возникает над текстом, как электрическое поле вокруг проводов», а писательское ремесло – «конвертирование бытия в слово». И, размышляя о судьбах книг, он говорит: «Любая книга только наполовину создается автором – вторая половина создается читателем, его восприятием. По большому счету сколько читателей – столько и книг. Меня не пугают даже самые странные интерпретации моих книг: значит, и это было заложено в моем тексте. Не обвиняю читателя даже тогда, когда он не хочет быть соавтором – и попросту закрывает мою книгу. Это ведь я и никто другой написал что-то такое, что родило в читателе подобный отклик» (Евгений Водолазкин «Поющий в степи»).
В действительности, книги Е. Водолазкина нашли самый положительный отклик у читателей. Импонирует и его стиль, и его литературно-художественная концепция, где первостепенным фактором становится понятие времени, точнее, «человека во времени – и человека вне времени».
Особенно близок к идее книги оказался Илья Бояшов. В своем эссе он говорит именно о том, к а к построены его тексты, к а к он пишет: «Особое внимание всегда уделяю началу текста. Начало текста – визитная карточка автора. Несколькими первыми предложениями (а иногда и одним только первым) литератор должен непременно заинтересовать читателя, иначе тот закроет книгу. Начало текста должно быть непременно совершенным, емким, оригинальным – то есть затягивающим, ловящим «на крючок». Кстати, основываясь на своем редакторском опыте, осмелюсь заметить: если книга начинается с банальностей, с растянутости, с небрежности, то, как бы ее автор ни уверял меня, что на двадцатой-тридцатой странице непременно «будет интересно», я ему не поверю. И, как показала практика, окажусь прав. Напротив: если первое же предложение сразу поражает энергетикой, неожиданностью, новизной, пусть даже некой литературной наглостью – не важно чем, – автор моментально становится интересным. Великие это хорошо знали («Все смешалось в доме Облонских» и т. д.) (Илья Бояшов «Как я пишу»).
Читать такие подробности – очень интересно, особенно, если о них рассказывает твой любимый автор. А в этом издании найдется немало любимых читателями имен.
И пусть это будет заочная беседа – через строчки книг, от этого она станет не менее интересной, а даже – более, ведь по прочтении обязательно остается время, чтобы подумать, выстроить свою систему координат. Пусть с королем и капустой, но, по словам Александра Етоева и Павла Крусанова, «куда ж без них». И, правда, куда?
Книга есть на абонементе нашей библиотеки.
«Главное все же - искра божья»: размышления о псковской словесности
Кроме того, мы предлагаем поразмышлять – что отличает псковское слово? Какова, по мнению псковских писателей, истинная миссия писателя? И, наконец, какое место занимает псковская литература в контексте всей русской словесности? На эти и многие другие вопросы ответит сегодня эссе, названием которого стало изречение одного из мастеров псковской литературы Игоря Григорьева - «Главное все же - искра божья».
«Главное все же - искра божья», - говорил Игорь Григорьев, - Писать - это и вместо воздуха, и вместо любви? У Маяковского об этом сказано четче: «Скрипка, и немножко нервно». Поистине - быть писателем (вопреки и во имя) непросто. Особенно – писателем совестливым, настоящим. А на Руси – вдвойне: «Русский поэт … с любой властью не в ладах, он даже и в добрые времена найдёт, увидит какую-нибудь болячку в обществе, в государстве червоточинку обнаружит, какую, кроме него, никто не заметит» (Станислав Золотцев).
Однако, вопрос взаимоотношений писателя и власти – все же не является основополагающим для читателя, ведь он, как правило, смотрит дальше и глубже – в самую суть писательского ремесла. А суть заключается, в том, что:
есть только предначертанье и боль за всех,
покуда ты верен Слову, и Слово – Бог.
(Андрей Власов, Великие Луки)
Понимание писательского труда как дара Свыше, а русского Слова как олицетворения праведной Истины составляет один из главных постулатов псковской словесности. Жизнь и творчество по сердцу, православное миропонимание и духовность – черты, позволяющие говорить о том, что псковская литература продолжает традиции русской классики.
Поздравляем всех, кто имеет отношение к этому празднику! Писатель – это дар, призвание, самый сильный бастион нашей духовности! Поэтому - желаем писателям верности – слову и памяти. Созидания во имя просвещения и мудрости вопреки непониманию. Творите! "Творчеством спасается человек" - Людмила Улицкая.
Голубева Антонина, Региональный центр чтения