29 августа 1862 года родился бельгийский писатель и драматург, Нобелевский лауреат – Морис Метерлинк.


Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Изучал право в Париже, был принят в гентскую коллегию адвокатов в 1886, но к тому времени благодаря знакомству с Э. Верхарном, Ф. Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определились его литературные интересы, и вскоре он оставил адвокатуру. В 1889 выпустил первую книгу стихов Теплицы (Les Serres chaudes) и опубликовал первую пьесу-сказку Принцесса Мален (La Princesse Maleine). За ней последовало еще несколько пьес, в их числе Пелеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande, 1892), на сюжет которой К. Дебюсси написал оперу.

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.

Свою идею статической драмы автор выложил в эссе «Сокровище смиренных» (1896). Соответственно с идеей автора актеры должны были разговаривать и двигаться, как куклы, показывая, таким образом, влияние на них внешних сил и судьбы.

Изучение философии от Плотина до Р. У. Эмерсона усилило мистицизм Метерлинка. Его пьесы в проникновенной, символической форме выразили философские построения, складывавшиеся интуитивно. Его шедевром стала Синяя птица (L'Oiseau bleu, 1908). Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передал К. С. Станиславскому. Мотив смерти постоянно присутствует в его творчестве, в поздний период возобладал интерес к мистике и оккультизму. Многолетние наблюдения за жизнью пчел побудили его искать обоснование своего пантеистического мистицизма в природе, среди сочинений этого цикла — Жизнь пчел (La Vie des abeilles, 1901) и натурфилософские работы, описывающие муравьев, термитов, птиц и цветы.


С 1896 Метерлинк жил во Франции. В 1932 ему был пожалован титул графа. В 1940 он уехал в США, а в 1947 вернулся во Францию. Умер Метерлинк в своем замке в Ницце 6 мая 1949.

На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела аналогов. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение. Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908) – изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и по сей день на подмостках лучших театров мира.