750 лет назад, в 1265 году, родился итальянский поэт, литературовед, богослов и политический деятель Данте Алигьери (полное имя – Дуранте дельи Алигьери). В истории мировой литературы Данте остался, прежде всего, автором «Божественной комедии», монументальной поэмы о бренности человеческой жизни и преодолении страха смерти.
"...Странствуя во времени, мы наталкиваемся на развилке двух великих эпох – Средневековья и Возрождения – на памятник, высящийся подобно готическому собору. Он высечен не из камня, а выстроен из слов. Но слова поэта сродни тому, о котором – в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Творец словесного Собора – Данте. Он дал своему творению имя «Комедия», имея в виду его благополучный конец, как того требует жанр. Эпитет «божественная» предпослал ей автор «Декамерона» Боккаччо, написавший первую биографию Данте. Меткий эпитет выражал его восхищение художественной красотой поэмы и быстро прирос к ней. Тем более, что в ней совмещалось родное и вселенское, она давала картину божественного творения, загробного мира как некой вечной жизни, и присутствие Создателя в ней было ощутимо. Под этим названием «Божественная комедия» и вошла в Историю..." (Грета Ионкис. Писатель, литературовед (Кельн, Германия).
....Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще...
("Божественная комедия", "Ад". Перевод М. Лозинского)
Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Появился Данте на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.
Начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти послужила смерть Беатриче Портинари, тогда он начал много читать Цицерона, посещать религиозную школу. Все эти события и послужили толчком к созданию «Божественной Комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг.
Профессор литературы Неаполитанского исследовательского университета имени Фридриха II, организатор и президент Центра Pio RAJNA (Центр литературных, лингвистических, филологических научных исследований), вице-президент «Дома Данте в Риме», специалист-исследователь «Божественной комедии» Энрико Малато отмечает: «...Данте пишет в библейском духе. Он не говорит с читателем прямо, он даёт ему лишь подтекст, который наводит человека на размышления. Это сама возможность размышления! Данте будит в читателе его собственную мысль..."
А Грета Ионкис обращает нас к Данте, как к "Другу человека": «....Наше время нуждается в Данте. Суровый, опалённый лик его был одновременно просвётлённо-страстным. Его обличение эпохи основывалось на интуитивном чувстве близящегося обновления. В свете современных представлений о гуманности Данте кажется жестоким. Но тот, кто показывает человеку неприкрытую реальность зла, – Друг человека. Данте внушал, что зло безнадежно, что всякий поступок, преступающий нравственные границы, несёт в себе воздаяние за грех. Сказано, конечно, 500 лет назад, но имеющий уши – да услышит!»
Поэма оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера. Вот уже 750 лет она напоминает даже далеким от осознанной веры людям о том, что кроме нашей земной жизни есть и жизнь вечная.
Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года. Оставил после себя значительный след в мировой литературе, и, положив начало новой эпохе, - раннему Возрождению. Ему посвящали свои строки известные поэты и писатели, в числе них и Анна Ахматова:
«Данте»
....Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы.
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог ее забыть,-
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной...
17 августа 1936, Разлив
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель", 1996.
Материал подготовила Антонина Голубева с использованием источников:
1. Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери
2. Гулкое эхо Данте в русской и мировой поэзии
#Данте750 #ГодЛитературы