7 мая 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения советского поэта и переводчика Николая Алексеевича Заболоцкого. Региональный центр чтения вспоминает поэта и представляет обзор о его судьбе и творчестве.

 
zabol 02
Разве ты объяснишь мне — откуда
Эти странные образы дум?
Отвлеки мою волю от чуда,
Обреки на бездействие ум. Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам.Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.Но лишь только черед наступает,
Обожженные крылья влача,
Мотылёк у свечи умирает,
Чтобы вечно пылала свеча!


Н.А. Заболоцкий


Лирика поэта значительно отличается от литературных произведений начала ХХ в. Каждое стихотворение наполнено глубинными смыслами. Увлечение натурфилософией и влияние трудов Ф. Энгельса, Г. Сковороды, В. Вернадского, Н. Фёдорова и других деятелей науки сформировали у Заболоцкого особое видение мира. Его, как настоящего философа, волновали вопросы первоосновы жизни, взаимодействия человека и природы, бытия, гуманизма, внутреннего мира человека и его взаимоотношения со всем окружающим. Он активно поднимает их в творчестве и даёт читателю новое представление о вопросах мироздания. У всего, что нас окружает, есть содержание и назначение. Именно эту идею утверждает Заболоцкий в своих произведениях. 

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 – 1958) – советский поэт, переводчик. Много писал для детей, осуществлял переводы зарубежных авторов. Николай Заболоцкий родился вблизи Казани 7 мая 1903 года. Отец мальчика был агрономом, мать – учительница. Впечатления от детства, проведенного в деревенской атмосфере, ярко отразились в стихах, которые Заболоцкий начал писать с первых классов школы. В Уржумском училище мальчик активно занимался историей, живописью, химическими опытами, познакомился с творчеством А. Блока.
После поступления в Москву на историко-филологический и медицинский отделения, Николай перебирается в Петроград и заканчивает там факультет языка и литературы в Институте им. Герцена. После окончания ВУЗа поэт два года служит в армии недалеко от Ленинграда, является одним из журналистов местной стенгазеты. Впечатления от казарменного быта, столкновение с различными характерами и ситуациями становится отправной точкой в нахождении собственного литературного стиля.

После военной службы Заболоцкий приступает к работе в отдел детской книги Государственного издательства под руководством С. Маршака. Затем в детские журналы «Еж», «Чиж». Поэт много пишет для детей, адаптирует для восприятия юными читателями перевод «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Его первый сборник стихов выходит в 1929 году под названием «Столбцы» и вызывает целый скандал в литературном обществе. В стихотворениях сборника явно прослеживалась насмешка над повседневностью и мещанством. Подготовленные читатели также заметили тонкие пародии на поэтические стили Бальмонта, Пастернака, образы Зощенко и Достоевского.

Эстетическая платформа группы ОБЭРИУ была очень своеобразной. Интересно, что манифест – «Декларация ОБЭРИУ» – был подписан Николаем Заболоцким. В "Декларации" Заболоцкий писал: «В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его… Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты "нереальны" и "нелогичны"? А кто сказал, что "житейская" логика обязательна для искусства?... У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, слова и действия».

 Одно из стихотворений «Столбцов» описывает рынок. Больше, чем о рынке, сказано об изуродованных людях, которые просят милостыню.

Калеки выстроились в ряд.
Один играет на гитаре.
Ноги обрубок, брат утрат,
Его кормилец на базаре.
А на обрубке том костыль,
Как деревянная бутыль.

Росток руки другой нам кажет,
Он ею хвастается, машет,
Он палец вывихнул, урод,
И визгнул палец, словно крот,
И хрустнул кости перекрёсток,
И сдвинулось лицо в напёрсток.

А третий, закрутив усы,
Глядит воинственным героем.
Над ним в базарные часы
Мясные мухи вьются роем.
Он в банке едет на колёсах,
Во рту запрятан крепкий руль,
В могилке где-то руки сохнут,
В какой-то речке ноги спят.
На долю этому герою
Осталось брюхо с головою
Да рот, большой, как рукоять,
Рулём весёлым управлять.

Практически в каждом стихотворении пересекаются, сложно взаимодействуют три смысловых слоя и три вида сюжетов: бытовой, экзистенциальный и метафизический. Метафизические сюжеты во многом носят стихийный характер и обладают «мерцающей» семантикой. Диагноз, поставленный миру в «Столбцах» на уровне метафизического сюжета, следующий: мир безумен и абсурден, подвержен тлению и распаду, в нём отсутствует святыня. В таком мире ни жить, ни творить невозможно – и поэт ставит перед собой задачу найти способ изменения этого миропорядка. Он ищет выход из «ада» «Столбцов» и находит его в пространстве утопии. В тридцатые годы разворачивается грандиозная утопия Заболоцкого, воплощённая прежде всего в его поэмах. Начинает складываться и новая система категорий мироощущения: человек как бы высвобождается из мира зла, смерти и безумия. Новые категории мироощущения поэта – жизнь, гармония, разум. Именно они определяют образ мира в зрелом и позднем творчестве поэта.
                   
В 1938 году, после выхода второго сборника стихов Заболоцкого, поэту было предъявлено обвинение в политическом заговоре, его стихи посчитали антисоветскими. Несколько дней он провел в учреждении ОГПУ. В «Истории моего заключения», которое поэт напишет много позднее, запечатлелись свидетельства психологического и физического насилия.

Три дня Заболоцкого продержали за столом для допроса, запрещая двигаться. За стеной он слышал крики. Сотрудник НКВД ждал, что он назовет имена остальных “заговорщиков”, но тот не сдавался, даже понимая, что его тело давно затекло, а разум затуманивается.

В 1946 году Н. А. Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на все удары судьбы он сумел сохранить внутреннюю целостность и остался верным делу своей жизни - как только появилась возможность, он вернулся к неосуществленным литературным замыслам. Еще в 1945 году в Караганде, работая чертежником в строительном управлении, в нерабочее время Николай Алексеевич в основном завершил переложение "Слова о полку Игореве", а в Москве возобновил работу над переводом грузинской поэзии. Прекрасно звучат его стихи из Г. Орбелиани, В. Пшавелы, Д. Гурамишвили, С. Чиковани - многих классических и современных поэтов Грузии. Работал он и над поэзией других советских и зарубежных народов.

В стихотворениях, написанных Заболоцким после длительного перерыва, четко прослеживается преемственность с его творчеством 30-х годов, особенно в том, что касается натурфилософских представлений. Таковы стихотворения 10-х годов "Читайте, деревья, стихи Геэиода", "Я не ищу гармонии в природе", "Завещание", "Сквозь волшебный прибор Левенгука"... В 50-х годах натурфилософская тема стала уходить в глубь стиха, становясь как бы его невидимым фундаментом и уступая место размышлениям над психологическими и нравственными связями человека и природы, над внутренним миром человека, над чувствами и проблемами личности. В "Творцах дорог" и других стихотворениях о труде строителей продолжается разговор о человеческих свершениях, начатый еще до 1938 года ("Венчание плодами", "Север", "Седов"). Дела современников и свой опыт работы на восточных стройках поэт соизмерял с перспективой создания стройной живой архитектуры природы.

В стихотворениях московского периода появились ранее несвойственные Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность ("Слепой", "В этой роще березовой", цикл "Последняя любовь"). Обострившееся внимание к живой человеческой душе привело его к психологически насыщенным жанрово-сюжетным зарисовкам ("Жена", "Неудачник", "В кино", "Некрасивая девочка", "Старая актриса"...), к наблюдениям над тем, как душевный склад и судьба отражаются в человеческой внешности ("О красоте человеческих лиц", "Портрет"). Для поэта гораздо большее значение стали иметь красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека.

Целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии ("Рубрук в Монголии" и др.). Постоянно совершенствовалась его поэтика, формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль - образ - музыка.

Не все было просто в московской жизни Николая Алексеевича. Творческий подъем, проявлявшийся в первые годы после возвращения, сменился спадом и почти полным переключением творческой активности на художественные переводы в 1949-1952 годах. Время было тревожным. Опасаясь, что его идеи снова будут использованы против него, Заболоцкий зачастую сдерживал себя и не позволял себе перенести на бумагу все то, что созревало в сознании и просилось в стихотворение. Положение изменилось только после XX съезда партии, осудившего извращения, связанные с культом личности Сталина. На новые веяния в жизни страны Заболоцкий откликнулся стихотворениями "Где-то в поле возле Магадана", "Противостояние Марса", "Казбек". Дышать стало легче. Достаточно сказать, что за последние три года жизни (1956- 1958) Заболоцкий создал около половины всех стихотворений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы). Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом» (5 июня 1957 г.).

Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1963 году его посмертно реабилитировали по заявлению жены.

Предсказание К. И. Чуковского сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, всесторонне и серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.

Дорогие читатели! Сборники Н.А Заболоцкого есть в фонде нашей библиотеки. Пожалуйста, приходите, читайте и знакомьтесь с творчеством поэта.

                                                   
 Полина Кондратьева, ведущий методист Регионального центра чтения