8 октября 2022 года - 130 лет со дня рождения поэта Марины Цветаевой. Региональный центр чтения библиотеки рассказывает о жизни и творчестве поэта и представляет интересные издания из фонда Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова.

Ею восхищались Борис Пастернак и РайнерМариа Рильке, Анна Ахматова видела в ней равную себе, а среди поклонников ее творчества были Иосиф Бродский и Сьюзен Зонтаг. Она не относилась ни к одному из поэтических движений XX века – символизму, акмеизму, футуризму, однако это никому не мешало признавать и высоко ценить ее талант.

«Растите в небо!»

Марина Цветаева. Из «Записной книжки №1»: «Я не знаю женщины талантливее себя… Смело могу сказать, что могла бы писать и писала бы как Пушкин… В детстве – особенно одиннадцати лет – я была вся честолюбие … «Второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» - вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь при жизни. Меньшего не надо…».

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, искусствовед, филолог, основатель и собиратель первого в России музея изобразительных искусств (1913), который сегодня носит название Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Автор прозаических и драматических произведений, блестящих эссе о поэтах, она, не приняв революции, уехала вслед за супругом в эмиграцию. Через семнадцать лет, вернувшись в Россию, не смирившись с арестами мужа, сестры и дочери, с бедностью и бесконечным одиночеством, - покончила с собой.

Первая книга «Вечерний альбом» была опубликована в 1910 году, а страшное событие произошло в августе 1941 года. Между этими событиями – жизнь, до предела насыщенная, осложненная, трагическая на события – войны-революции, роковые ошибки, личные неудачи, творческие перипетии.И встала бы она вровень с Пушкиным, как мечтала, если бы имела хоть каплю его «покоя». «Между воскресеньем и субботой я повисла, птица вербная» - писала она в 1919-м … Странно ли, что родилась в ночь с субботы на воскресенье, а ушла в воскресенье днем?

«Страшно рассказывать о Цветаевой. Но ведь и жизнь ей выпала страшная. Жизнь обвиняла, но ведь она же и оправдывала ее… Мир души и мир реальный, мир абсолюта и мир хаоса – все сгорало в костре поэта. О Цветаевой много всякого можно рассказать, отчего любой человек счел бы ее чудовищем. И столь же многое докажет: перед нами не просто поэт – святая…».

Эти слова мы находим в книге Вячеслава Недошивина «Адреса любви: Москва, Петербург, Париж. Дома и домочадцы русской литературы» (2015). Это сборник рассказов-очерков Вячеслава о разных именах русской литературы, среди которых имя Марины Цветаевой занимает особое место.

Глава о ней носит название «Деревья растут в небо», или Цветаева и пустота». В предисловии – несколько строк: «Цветаева Марина Ивановна – автор прозаических и драматических произведений, блестящих эссе о поэтах…», увертюрой – стихотворение поэта «Пригвождена к позорному столбу», где сконцентрировано все – одиночество таланта, самоотдача, сила любви и трагедия души.

Размышляя об этой трагедии, Вячеслав Недошивин, постепенно, шаг за шагом раскрывает главные события жизни Марины Цветаевой и рисует ее характер, мир поэтического ремесла, оттенки души поэта: «Она была как деревце: тоненькая, стройная до старости, гибкая под ветрами. И в любом лесу или роще всегда - наособицу…», - говорит он.

Цветаева, действительно, любила деревья – даже больше, чем людей: «Я люблю, чтобы деревья росли прямо. Растите в небо!», завещала она нам. В этих словах – не просто тока зрения, но и призыв, философия Цветаевой – ввысь, к солнцу, к победе вертикали надо горизонталью, звезд над пылью земной, бытия над бытом. Она и про себя, еще в 1921-м скажет: «Я тоже дерево. – И добавит: - А потом меня срубят и сожгут, и я буду огонь».

Павел Фокин, филолог, исследователь истории русской литературы, также посвятил Марине Цветаевой свою книгу «Цветаева без глянца». Так вот он первопричиной страшного исхода жизни Цветаевой назвал революцию: «Биография Цветаевой разрублена топором Русской Революции на две равные половины. Они зеркально отражаются друг в друге. До излома жизнь шла естественным чередом, со своими радостями и заботами, удачами и потерями – «в руце Божией». После – всё перевернулось, начался сплошной «дьяволов водевиль». Революция лишила всего: России, культурной среды, привычного уклада жизни, дома, мужа, дочери. Оставила только Слово. И – Дело: писать, свидетельствовать, жить. «Потому что вовсе не: жить и писать, а жить-писать и: писать – жить».

Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!

С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

В этой книге перед нами – не только образ Марины Цветаевой во всей полноте ее быта и бытия, но и образ времени «великих измен», как назвал его Павел Фокин: «Судьба Цветаевой – исторический факт колоссальной эстетической цельности и ценности – сюжет Русского романа XX века. Она совершенна, как совершенна судьба Пушкина. И, как судьба Пушкина, она представляет собой верное средство постижения судьбы России».

«Какой она была?»

Очень часто задают вопрос: «Какой она была?», ответ очевиден – разной и трудной, талантливой, сильной, с душой на разрыв, в надлом. Борис Пастернак писал о ней: «В нее надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало». Позднее и Бродский скажет о том же: «В русской поэзии XX века не звучало более страстного голоса».

Она, как поэт, открыла свою жизнь посредством искусства, где отразились и внешние реалии действительности, и внутренние демоны ее души. Эту нить в своей работе прослеживает ученый, переводчик ЛилиФейлер. Ее книга «Марина Цветаева» (1998) рассматривает жизнь поэта сквозь призму его сложных отношений с современниками (Пастернаком, Рильке, Маяковским, Мандельштамом, Ахматовой), а также показывает цельную картину ее жизни, полной противоречий, отчаяния и глубины творчества.

Выдержанная, наполненная отрывками из произведений, дневников, писем, воспоминаний современников и документами эпохи, хроникажизни Марины Цветаевой представлена в книге писателя, культуролога Юрия Безелянского«99 имен Серебряного века». Всего 10 страниц, но в них вся ее жизнь - от рождения до страшного августа 41 года.

Запись о нем гласит так:

1941 – несколько встреч с Анной Ахматовой и Арсением Тарковским. «У меня нет друзей, а без них – гибель». Из прежних знакомых ее поддержал лишь Пастернак. И далее – постоянного жилья не было. А дальше – война, эвакуация, безысходность и … веревка. Предсмертные записки сыну Муру: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжко больна, это уже не я… Люблю тебя безумно. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни - попала в тупик».

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить

С волками площадей …

«Между вами, нечеловеками, я была только человек!...», - писала она ранее Борису Пастернаку. И ушла – первый человек в литературе, поэзии, XX веке…

Марину Цветаеву похоронили в Елабуге. Ни цветов, ни могилы. Лишь строчки из ее «Надгробия»:

 

И если где-нибудь ты есть –

Так – в нас. И лучшая вам честь,

Ушедшие – презреть раскол:

Совсем ушел. Совсем - ушел…

 

Ее стихи навсегда…

Поэзия Марины Цветаевой долго шла к ее читателям. Лишь в 1956 году в альманахе «Литературная Москва» были напечатаны 7 стихотворений Цветаевой, а с 1961 года пошли сборники избранных произведений.

Творческое наследие Цветаевой: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей, свыше 1000 писем…

Поэтические сборники Марины Цветаевой, а также обозначенные в обзоре издания можно взять на дом в отделе абонемента нашей библиотеки.

Особое внимание рекомендуем обратить на альбом «Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта», большую часть которого представил российский литературовед, историк литературы Лев Мнухин, на протяжении многих лет собиравший по крупицам все, что имело отношение к Цветаевой.

Здесь фотографии, автографы, рисунки, редкие открытки, иллюстрирующие жизнь и творчество поэта. Особую атмосферу камерности изданию придаетналичие отрывков из воспоминаний и стихов самой Марины Цветаевой, а также ее современников.

На одной из страниц строки Бориса Пастернака:

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

Марина Цветаева… «Часть сердца России, русской души. Грустной души. Ее стихи навсегда, как и Пушкин... Счастье читать ее произведения. Счастье, что она была, и гордость, что нет ее у других».

Читайте…

Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения