29 января в рамках культурно-просветительского кросс-форума, посвященного 160-летию со дня рождения талантливого писателя Антона Павловича Чехова, «Библиотеатр. Прямая речь» Регионального центра Псковской областной универсальной научной библиотеки представил литературно-художественную программу из цикла «В контексте классики»: «Антон Чехов. Писатель. Доктор. Человек».
В уютном зале проектного офиса «Команда 2018» (Псков, ул. Некрасова 19) в этот день собрались люди, глубоко неравнодушные к чеховскому слову, и мгновенно погрузились в атмосферу тонкой, драматически выверенной прозы писателя.
Этому способствовал глубокий психологический и литературоведческий анализ творчества писателя, и, безусловно, чтение текстов в профессиональном исполнении актёров Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина - заслуженного артиста России Виктора Яковлева, Наталии Петровой, Лауреата VII Международного Чеховского конкурса Николая Яковлева (Санкт-Петербург).
Актерам и ведущей программы, руководителю Центра, Нине Яковлевой удалось представить Антона Чехова не только как потрясающего мастера художественного слова, но и как писателя, творчество которого выступает как образец психоаналитики и психотерапии, в связи с чем близко и понятно искусству театра и кино.
Его тексты уникальны, поражают драматизмом окружающей жизни. Обыденность перерастает в горе и безысходность, концентрация жизненного ужаса перерастает в трагические события. И особенно остро это ощущается при обращении к произведениям, ставшим классикой русской литературы – «Спать хочется», «Хамелеон», «Ванька».
В исполнении актера Николая Яковлева «Ванька» прозвучал особенно выразительно, ведь ему удалось во всей глубине сюжета передать большую трагедию маленького мальчика и выразить цельное зерно всего творчества писателя, которое заключается в том, что он, как врач вскрывает гнойник, как человек - страдает от боли, как писатель - фиксирует и преобразовывает.
В этом смысле в мировой литературе Чехов занимает совершенно уникальную страницу по типологии образов. И особенно ярко это прослеживается в его драматургии, где мы находим объяснение русской хандре с очумелой скукой и тоской. На примере отдельных пьес гости встречи смогли почувствовать атмосферу русской жизни конца XIX века.
Соня из пьесы «Дядя Ваня», которую на встрече представила актриса Наталья Петрова, призывает «к жизни», но здесь нет радости веры, здесь уговаривание веры. И звук топора в «Вишнёвом саде» лишает надежды на будущее, - слишком хорошо мы знаем к чему приведёт гибель «старого мира». Антон Чехов предчувствовал «новые сады», потому невозможно увидеть «небо в алмазах», а смерть старого Фирса закономерна.
Эти, казалось бы, очевидные истины, зритель смог выявить для себя благодаря тонкому и профессионально скроенному мастерству всех участников программы, и, конечно, ее разноплановому наполнению, поскольку в основе представленной композиции «Антон Чехов. Писатель. Доктор. Человек» - фрагменты художественных произведений, письма писателя; литературоведческие исследования, эссе. Борис Зайцев, Лев Соболев, Леонид Клейн, Марина Палей, Лев Шестов, Фридрих Горренштейн в разное время писали о Чехове. Их размышления интересны оригинальностью суждений, индивидуальным подходом к теме.
Отдельной страницей памятной встречи стала презентация книжной выставки, посвященной прижизненным собраниям сочинений писателя. Ее провела руководитель Регионального центра по работе с редкими и ценными документами Регина Денисова.
Уникальные раритетные издания стали настоящим открытием для гостей мероприятия, ведь подержать в руках книгу, которую правил сам Антон Чехов, в наше время – явление совершенно удивительное и, в определенном смысле, знаменательное для ценителей русского слова.
В заключение встречи Нина Яковлева привела слова Марины Палей о том, что «Чехов - это человек уникальной воли, который сделал себя сам». Истинно так – творчество писателя представляет уникальную страницу русской литературы, постигать которую читающей России суждено еще не один десяток лет.