Повторение пройденного. Литературная полка классики XX века: Максим Горький «На дне»
Весной 1900 года Алексей Максимович Горький говорил о своем замысле пьесы
артистам московского художественного театра.
Константин Сергеевич Станиславский записывает: «…Горький увлекся и рассказал сюжет своей предполагаемой пьесы. Ночлежный дом, духота, нары, длинная, скучная зима. Люди от ужаса озверели, потеряли терпение и надежду и, истощив терпение, изводят друг друга и философствуют. Каждый старается перед другими показать, что он еще человек». Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Босячество, изображенное в пьесе, было крупным социальным явлением девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Прототипы героев пьесы, как указывал сам писатель, он наблюдал в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». В Нижнем Новгороде Горький мог наблюдать многих своих будущих персонажей. Из журнала «Вестник Европы» за 1872 год: «По своему географическому положению Нижний Новгород и …часть его уездов представляют самое лучшее и удобнейшее место для стечения всякого сброда людей…»
Активную работу над пьесой Горький начал в декабре 1900 года в Нижнем Новгороде. Из письма Станиславскому: «Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. Чувствую, что одна сцена мне удалась – благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является Солнце». Первоначальное название пьесы - «Без солнца» - соответствовало этому замыслу. Были еще варианты названия пьесы - «На дне жизни», «В ночлежном доме». Дата окончания пьесы неопределенна. Но известно, что 6 сентября 1902 года в Москве Алексей Максимович читал окончательный вариант пьесы артистам Художественного театра. По праву эта дата может стать началом триумфального шествия по театральным подмосткам. Из воспоминаний Марии Федоровны Андреевой, актрисы театра, жены писателя: «Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом. Публика неистовствовала. Вызывала автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену». Безусловно, «На дне» является знаковой пьесой времени. Предреволюционные ситуации в стране, социальные неустройства, - все это имеет место в художественной структуре. В театральную историю Максим Горький войдет именно этой пьесой. Если в других его пьесах явный налет эпигонства с чеховской драматургии, то здесь сам Горький выступил законодателем темы.
Говоря о пьесе, в поле внимания всегда стоит театр. Для драматургического произведения эта связь закономерна, она взаимодополняет. В 1903 году пьеса «На дне» вышла на сцены Европы. В Берлине на спектакль режиссера Рихарда Валентина приезжал Генрих Гауптман. Его мнение было лаконичным и однозначным: «Большая вещь, настоящая вещь». Некоторые критики писали: «Горький достиг того, чего хотел достичь и не достиг Гауптман». За скобками остаются литературоведческие вопросы драмы. Но по-прежнему пьеса рождает вопросы, и не дает готовых решений, призывает каждого человека к исканию своего, пробуждая личность, энергию и волю к самопознанию.
Нина Яковлева, региональный центр чтения