Людвиг Ван Бетховен. В 2020 году мировая музыкальная культура отмечала 250-летие со дня рождения композитора. БиблиоТеатр «Прямая Речь» приглашает на литературно-художественную программу «Ода к радости». В основе – знаменитое стихотворение Фридриха Шиллера, и не менее знаменитая 9 симфония Бетховена, в частности, её финал, - Ода, где заложена главная идея композитора: «Через страдание к радости».


Бывает так. Небеса выбирают художника, чтобы через его творчество провозгласить миру Божью весть. В этом предназначение искусства. Человечество пытается расшифровать небесные ребусы в надежде обрести истину.

Людвиг Ван Бетховен и Фридрих Шиллер соединились в творчестве явно по Высшей воле. Родную немецкую литературу Бетховен изучал еще в Бонне, где он родился. И неоднократно цитировал по памяти стихи Шиллера, афоризмы Гёте.

Забрав у него слух, Всевышний даровал ему стать посредником между божественной гармонией и миром.

Сегодня мы говорим о 9 симфонии, останавливаясь на её финальной части, - Ода к радости. Нас привлекает взаимосвязь музыки, слова, живописи. Концептуальный подход к выбранной теме позволяет наиболее полно раскрыть художественные смыслы.

В создании симфонии есть важные обстоятельства. После победы союза европейских государств над наполеоновской Францией состоялся Венский конгресс, где были выработаны устойчивые гарантии, которые не допустили бы возрождения бонапартизма на территории Франции, а также дальнейших попыток перекраивания Европы. Постановления Венского конгресса давали мощные предпосылки для создания новой идеальной Европы, со всеми гуманистическими, морально-нравственными ценностями.  С такой верой Бетховен создавал свою «Оду к радости». Это была своего рода конституция идеального общества. Примечательно, что в XX веке «Ода к радости» Бетховена-Шиллера стала гимном Европы. Её поют на площадях европейских городов, она олицетворяет единение людей.

 Лариса Кириллина, профессор Московской консерватории, занималась подробным изучением творчества Бетховена. Творчеству композитора посвящён труд в двух томах, и отдельное, более сжатое, издание в серии ЖЗЛ. Следуя просветительским канонам, мы заявляем книгу, как важный компонент в создании программы.  В 9 симфонии «…сошлось все вместе: его замыслы и наброски прежних лет, его размышления над «Одой к радости», его желание соединить большую симфоническую форму со звучанием голосов». Исследователь приводит выразительную цитату из письма современницы Бетховена: «Я хочу рассказать Тебе о Бетховене, рядом с которым я забыла весь мир… Дар речи почти покинул меня, но вряд ли я ошибусь, если скажу, что он намного обогнал в развитии всё человечество. Догоним ли мы его когда-нибудь? Сомневаюсь» (Беттина фон Арним в переписке с Иоганн Вольфганг Гёте).

Нина Яковлева