Региональный Центр Чтения не прекращает встречи со своими читателями. Но, в силу обстоятельств, работаем в «удалённом режиме». Мы не только подробно анонсируем программы, но предлагаем в электронном доступе посмотреть-послушать избранное. На сайте ПОУНб, на странице Центра Чтения знакомьтесь с нашей работой.

Ближайшая программа «Просветительских суббот» посвящена сценической истории пьесы Вильяма Шекспира «Гамлет». В основе сценария монографии ведущих театроведов, - Алексей Бартошевич, Марина Давыдова; исследования поэтов, литераторов - Уистан Хью Оден, Бертольд Брехт.

Мы рассуждаем, почему образ Гамлета вечен, почему время и народы делают его «своим», когда наступает гамлетовская эпоха.


Бертольд Брехт, говоря об «искусстве читать Шекспира», пишет: «Может ли быть трудно читать театральные пьесы, принадлежащие к числу прекраснейших произведений мировой литературы? Конечно, я не это имею в виду. Но если мне кто-нибудь скажет: - Чтобы читать Шекспира, ничего не надо, - я могу только ответить: - Попробуй!»

Театровед Алексей Бартошевич, известный, прежде всего, как ведущий шекспировед, приходит к выводу: – Великие произведения искусства способны меняться. Они не пишутся, они не создаются раз и навсегда в том виде, в каком их создает мастер – у них есть волшебное свойство меняться во времени. То, что Михаил Бахтин называл «приращением смысла». Если бы вы рассказали Шекспиру, что мы сейчас понимаем, когда читаем Гамлета или, когда режиссеры его ставят, уверяю вас, Шекспир бы сказал: «Да что вы, ребята! Я такого не писал, этого в голове у меня не было!» И это ничего не значит, потому что великое произведение бесконечно больше, чем личность художника, который его создал. И оно заключает в себе совокупность потаенных смыслов, которые даже его создателю не ясны, они раскрываются со временем.

На мой взгляд, совершенно уникальный взгляд на «Гамлета» и в целом на Шекспира предлагает Уистан Хью Оден: «"Гамлет" — трагедия с вакантной главной ролью, подобно тому как незанятой остается роль актера-импровизатора в фарсе. Но в "Гамлете" роль оставлена открытой для трагического актера». И далее поэт расставляет акценты, важные для актёров и режиссёра при постановки пьесы. Возраст Гамлета, его любовь, непонятная медлительность в поступках, и, sic!, неудачно развитые фабульные линии Лаэрта и Фортинбраса. «В "Гамлете" множество промахов — дыры зияют как в действии, так и в мотивах поступков персонажей», -  Уистан Хью Оден.

В первой постановке «Гамлета» лондонского театра «Глобус» Шекспир играл тень отца Гамлета.

Я скошен был в цвету моих грехов…

Прощай, прощай! И помни обо мне.    (Пер. М. Лозинский)

Обретая великое, не потеряем малое, то, из чего складывается это великое.

Нина Яковлева