После долгого вынужденного перерыва БИБЛИОТЕАТР «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» возвращается к своим читателям.

Центр Чтения приглашает на литературно-художественную программу «Эдвард Мунк. Услышанный крик». Участвует актёр Академического Театра Драмы им. А.С. Пушкина, засл.арт.

РФ Виктор Яковлев; ведущая – Нина Яковлева.


Глубоко в ночи сидел я один

И чувствовал, где-то

Ужасный крик

Разносился над Богом забытым миром.

Вильгельм Краг


Мунк, норвежский художник, прожил большую жизнь. Было много потерь родных и близких людей; творческие неудачи приводили в отчаяние, вгоняли в тяжелую депрессию. Признание художник получил вне Норвегии: консервативная публика не спешила оценить далекую от канона экспрессивную манеру Мунка. После одной из выставок главная норвежская газета АФТЕНПОСТЕН писала: некоторые картины «вызывают тошноту и острое желание обратиться в полицию».

Известность и славу получил на родине импрессионизма – во Франции. Салоны Независимых в Париже, Берлинский Сецессион расправили его крылья творчества.

Над картинами художник работал годами, при этом варьировал тему. Существует несколько вариантов «Девочек на мосту»; вечные темы символизма – одиночество, угасание, смерть – проходят красной нитью в его работах.

«Крик» оказался популярным в последующие десятилетия. Его услышали. Экзистенциальные переживания захватили человечество, стало казаться, что отчаяние, душевную боль, страхи депрессии Мунк передал предельно точно и выразительно.

Над картиной начал работать в 90-е годы 19 столетия, тогда же появляется лекция Кнута Гамсуна «О бессознательной духовной жизни», где писатель заявил, что в искусстве необходимо воссоздать «шёпот крови и мольбу суставов».

Время диктовало новые формы художественного творчества. Мунк делится с друзьями о собственных творческих муках: «Стоит мне только подумать о натурализме, реализме и всей этой индустрии от искусства, как меня начинает тошнить».

Эдвард Мунк, Из дневников:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Так появилось знаменитое произведение Мунка — «Крик», которое передавало страхи, отчаяние самого художника, - и от психического заболевания, и от длительной работы над полотном, - не удавалось передать тот кровавый закат над фьордом таким, каким увидел его.

Мы проследим, как уникально взаимодействуют живопись, литература, музыка Норвегии.

В конце 19 века Норвегия была посконной, деревенской страной. Но в музыке композитором номер один уже был Эдвард Григ, писателем - Генрик Ибсен, а художником становился Эдвард Мунк. Художников слова, музыки, живописи объединяло вечное стремление к творчеству, поиску новых форм.

он кричит на мосту на причале на сходнях

и от этого крика вскипает вода

он пришел из беды он ворвался в сегодня

и отсюда уже никуда никогда

наши злые слова наши старые страхи

если празднует боль будто кто отпинал

фреди крюгер души он приходит на взмахе

топора и от ужаса мокнет спина

вы забудете имя помянут не к ночи

для чего в этом месте он всё поменял

и кричит и стоит будто он приколочен

на мосту на пути от меня до меня.    Ян Бруштейн

Помимо общих опубликованных сведений о Мунке, важную и ценную информацию я получила из монографии искусствоведа Атле Нэсс «Эдвард Мунк. Биография художника».

Приглашаем 6 октября, 15.00, актовый зал ПОУНб.

Нина Яковлева