После долгого вынужденного перерыва БИБЛИОТЕАТР «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» возвращается к своим читателям.
Центр Чтения приглашает на литературно-художественную программу «Эдвард Мунк. Услышанный крик». Участвует актёр Академического Театра Драмы им. А.С. Пушкина, засл.арт.
РФ Виктор Яковлев; ведущая – Нина Яковлева.
Глубоко в ночи сидел я один
И чувствовал, где-то
Ужасный крик
Разносился над Богом забытым миром.
Вильгельм Краг
Мунк, норвежский художник, прожил большую жизнь. Было много потерь родных и близких людей; творческие неудачи приводили в отчаяние, вгоняли в тяжелую депрессию. Признание художник получил вне Норвегии: консервативная публика не спешила оценить далекую от канона экспрессивную манеру Мунка. После одной из выставок главная норвежская газета АФТЕНПОСТЕН писала: некоторые картины «вызывают тошноту и острое желание обратиться в полицию».
Известность и славу получил на родине импрессионизма – во Франции. Салоны Независимых в Париже, Берлинский Сецессион расправили его крылья творчества.
Над картинами художник работал годами, при этом варьировал тему. Существует несколько вариантов «Девочек на мосту»; вечные темы символизма – одиночество, угасание, смерть – проходят красной нитью в его работах.
«Крик» оказался популярным в последующие десятилетия. Его услышали. Экзистенциальные переживания захватили человечество, стало казаться, что отчаяние, душевную боль, страхи депрессии Мунк передал предельно точно и выразительно.
Над картиной начал работать в 90-е годы 19 столетия, тогда же появляется лекция Кнута Гамсуна «О бессознательной духовной жизни», где писатель заявил, что в искусстве необходимо воссоздать «шёпот крови и мольбу суставов».
Время диктовало новые формы художественного творчества. Мунк делится с друзьями о собственных творческих муках: «Стоит мне только подумать о натурализме, реализме и всей этой индустрии от искусства, как меня начинает тошнить».
Эдвард Мунк, Из дневников:
«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Так появилось знаменитое произведение Мунка — «Крик», которое передавало страхи, отчаяние самого художника, - и от психического заболевания, и от длительной работы над полотном, - не удавалось передать тот кровавый закат над фьордом таким, каким увидел его.
Мы проследим, как уникально взаимодействуют живопись, литература, музыка Норвегии.
В конце 19 века Норвегия была посконной, деревенской страной. Но в музыке композитором номер один уже был Эдвард Григ, писателем - Генрик Ибсен, а художником становился Эдвард Мунк. Художников слова, музыки, живописи объединяло вечное стремление к творчеству, поиску новых форм.
он кричит на мосту на причале на сходнях
и от этого крика вскипает вода
он пришел из беды он ворвался в сегодня
и отсюда уже никуда никогда
наши злые слова наши старые страхи
если празднует боль будто кто отпинал
фреди крюгер души он приходит на взмахе
топора и от ужаса мокнет спина
вы забудете имя помянут не к ночи
для чего в этом месте он всё поменял
и кричит и стоит будто он приколочен
на мосту на пути от меня до меня. Ян Бруштейн
Помимо общих опубликованных сведений о Мунке, важную и ценную информацию я получила из монографии искусствоведа Атле Нэсс «Эдвард Мунк. Биография художника».
Приглашаем 6 октября, 15.00, актовый зал ПОУНб.
Нина Яковлева