"Дуэль - регламентированный правилами или обычаями вооружённый поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить на нанесённое его чести оскорбление." (ист. Википедия)
Пушкину было 37, Грибоедову - 33, а Лермонтову всего 27 лет…
Между 1829 и 1841 г. - всего за двенадцать лет - Россия потеряла трех величайших своих поэтов. 30 января 1829 г. трагически погиб Александр Сергеевич Грибоедов. Он был зверски растерзан толпой, напавшей на русское посольство в Тегеране. 27 января 1837 г. был смертельно ранен на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. 15 июля 1841 г. был застрелен на дуэли под Пятигорском 27-летний Михаил Юрьевич Лермонтов.
Если что-то произошло один раз – это случайность, если два – совпадение, а уже три – закономерность…Командующий войсками на Кавказкой линии и в Черномории генерал П.Х. Граббе писал, отвечая на пришедшее ему письмо с сообщением о дуэли Лермонтова: «Несчастная судьба нас, русских. Только явится между нами человек с талантом – десять пошляков преследуют его до смерти.»
Так что же это - злой рок, преследующий молодые таланты? Проклятие? Или пылкий нрав широкой русской души, то и дело находящий, увы, неприятности на свою голову, способный тут и там наживать себе врагов?!
Исследует эти вопросы и отвечает на многие другие ученый-филолог, историк культуры, писатель Леонид Аринштейн в своей книге «С секундантами и без… Убийства, которые потрясли Россию». Он с максимальной исторической достоверностью воспроизводит события, предшествующие гибели русских поэтов, сами дуэли и убийства, и то, как это повлияло на их убийц, друзей, почитателей, да и всю Россию.
Ценой жизни Грибоедова стал алмаз, названный «Шах», весом в 88,7 карат; Пушкина преследовало пророчество о «смерти от белой головы», что послужило, в том числе, вдохновением для легендарной «Песни о Вещем Олеге»; а Лермонтов пророчески подробно описал свою будущую ссору с Мартыновым и последующую дуэль в «Герое нашего времени», - все это лишь малая часть интереснейших фактов, представленных в поистине уникальной книге Аринштейна.
Она представляет собой скрупулезное глубокое исследование, основанное на материалах следствия, многочисленных письмах и свидетельствах современников поэтов. Кроме того, автором впервые привлекаются зарубежные источники – иранские и английские – в главе о гибели Грибоедова. Также, писатель приводит и исследует множество текстов самих поэтов, которые либо становятся пророческими, либо ярко описывают состояние автора строк на тот или иной момент, отражают его взгляд на те или иные события.
Сам Леонид Матвеевич Аринштейн широко известен такими трудами, как «Пушкин. Непричесанная биография», непосредственное и огромное по значимости участие в культовых изданиях «Лермонтовская энциклопедия» и «Полное собрание сочинений Пушкина на английском языке» в 15 томах, вышедшего в Великобритании. Кроме того, писатель сам прошел войну, имеет офицерское звание и является знатоком стрелкового оружия и тактики ближнего боя, что позволяет ему не только сухо описывать известные факты о судьбоносных поединках поэтов, но и анализировать их с точки зрения мастерства, соблюдения правил и этики, а также возможных альтернативных исходов.
Повествование автора не оставляет читателя равнодушным и проливает свет на множество факторов, обычно скрытых от глаз обывателей. Почему Пушкин не боялся в открытую дерзить императору Николаю? И последний, в свою очередь, знал заранее о предстоящей дуэли Пушкина и Дантеса, но она все равно состоялась, хотя дуэли были запрещены законом? Настолько ли невыносимы были шутки Лермонтова в адрес Мартынова, что действительно послужили поводом для смертельной дуэли? Или, все-таки, за формальными причинами кроется некий заговор, превращающий дуэль в настоящее преднамеренное убийство? Кому были выгодны народные волнения в Тегеране, повлекшие за собой внезапную и безвременную гибель русского посла в Персии Александра Грибоедова и практически всей его свиты?
Пушкин, Лермонтов, Грибоедов – это были ярчайшие сыны своего времени, символы эпохи, блестящие умы и таланты, признанные как современниками, так и потомками. Молодые, энергичные, узнаваемые и обожаемые – они вспыхнули и так безвременно погасли… У смерти таких людей всегда есть политический, этический, общественный контекст – нельзя рассматривать дуэль Лермонтова с Мартыновым исключительно с точки зрения их межличностных взаимоотношений, или Пушкина с Дантесом, упоминая лишь Наталью Гончарову. Все это - сложная сеть хитросплетений из интриг, выгоды, зависти, обид, характеров и событий, происходящих на тот момент в России и за ее пределами.
Аринштейн проделал огромную работу, вытащив на свет Божий и собрав воедино все имеющиеся данные и факты, окружавшие убийства русских поэтов. «С секундантами и без…» - книга, предназначенная для самого широкого круга читателей. Так как это - нерассказанная история, то, о чем не напишут в учебниках по литературе, но люди должны знать. Должны знать правду. Особенно учитывая то, что «тягчайшие преступления против русской культуры остались по существу безнаказанными»…
«Дуэль – это не только умение метко стрелять, это еще и владение тактикой дуэльного боя. Дантес владел этой тактикой. Пушкин пришел на барьер первым и наивно ждал, чтобы выстрелить, когда Дантес тоже подойдет к барьеру. Но Дантес к барьеру не подошел, он выстрелил, не дойдя до барьера одного шага…» Л. М. Аринштейн.
Анна Демидова,
ведущий методист Регионального центра чтения
8(8112)72-84-03, доб.130