nechaev5Псков стал литературной и творческой судьбой Евгения Павловича Нечаева. С 1949 года он тринадцать лет проработал журналистом в газете «Псковская правда», после чего четыре года – в Комитете по радиовещанию и телевидению.И, по существу, все самое важное из литературного наследия Евгения Павловича Нечаева было написано им в Пскове. В том числе и последний труд – роман «Люди нашего города», в котором он мастерски запечатлел послевоенный Псков и людей, бесконечно влюбленных в свой город...

ПНР-ПСКОВ1

12456Сегодня литературное наследие Е. П. Нечаева является для всех нас примером мужества и стойкости духа, верности в дружбе, честности и человеческого благородства.Персонажи его последнего романа "Люди нашего города" – глубоко уважаемые в Пскове люди: заслуженный учитель РСФСР, Почетный гражданин Пскова, участник Великой Отечественной войны Давтян Саркис Оганесович, заслуженный учитель РСФСР Колиберский Николай Николаевич, журналист газеты «Псковская правда» Михаил Александрович Ракитин.
7Будучи сам журналистом, Евгений Павлович описывал в романе работу в редакции: «Работой в редакции Михаил был доволен. Правда, работа нервная, на износ. И одно, и другое, и третье – все надо делать быстро. И вдобавок к тому – никогда не знаешь, что с тебя потребуют завтра Колхозы, заводы, транспорт, строительные площадки, школы, больницы, различные организации – везде надо побывать, все увидеть своими глазами Хлеб у газетчиков горький, измотаешься за день, к вечеру зелень перед глазами, но зато с какими только людьми не перезнакомишься, какие судьбы перед тобой не раскроются!»

За этими строками кроется голос человека, многое повидавшего в своей жизни, не понаслышке знакомого с ее трудностями, печалями и радостями. Во многом атмосфера этого романа перекликается с публикациями Евгения Павловича в периодических изданиях и сборниках.

В одном из номеров «Псковской правды» за 1985 год есть очерк «Поворот судьбы», в котором мы видим воспоминания о том, как Евгений Павлович появился в Пскове, в редакции газеты «Псковская правда»:«В середине пятидесятых годов в редакции «Псковской правды» появился среднего роста, плотно сбитый человек с офицерской выправкой. Он едва успел снять погоны. Как был в шинели, так и пришел в редакцию. На вопросы отвечал четко, по-военному:

– Нет, в газете не работал
– Нет, статей не писал
– Образование? Артиллерийское училище закончил еще до войны
– И в каком звании ушли в запас, если не секрет? – спросили его
– Подполковника...
Наступила пауза. Журналист внимательно посмотрел на человека в офицерской форме.
– И где же вы надумали работать, товарищ подполковник?
– Где прикажете, - ответил военный, - хочу учиться, писать...
Так Евгения Павлович был принят на работу корреспондентом в газету «Псковская правда». Его коллеги-журналисты недоумевали, зачем подполковнику начинать с азов осваивать новую профессию.
Но потом, увидев с каким упорством и настойчивостью осваивал бывший фронтовик журналистскую профессию, как он весь светлел, когда его материал выходил на газетную страницу, как месил грязь на проселках, стараясь вовремя выполнить редакционное задание, поняли – он будет журналистом. И он им стал. Работа в газете была далеко не легкой, но очень интересной.
Коллеги-журналисты уважали Евгения Павловича за спокойный, ровный характер, честность и справедливость...Он был очень надежен, тихий с виду, но очень твердый в своих убеждениях человек. Немногие знали о его заветной мечте, над исполнением которой он трудился даже по ночам, оставаясь в редакции газеты. Эта мечта – книга о фронтовых товарищах, о батарейцах...»

1007075780Чуть позже Псков увидел в газете «Псковская правда» отрывки из повести «Батарейцы», которые буквально пронзали сердца читателей своей проникновенностью и искренней любовью автора ко всем «товарищам по оружию», которых Евгений Павлович помнил поименно. Каждый образ этой книги говорит о том, что всей своей жизнью эти юноши были подготовлены к любым испытаниям, чтобы защитить Отечество. Равно, как и сам Евгений Павлович.

За тринадцать лет работы журналистом Евгением Павловичем было написано более стони статей, очерков, обзоров и отрывков из художественных текстов. Он печатался в газетах «Псковская правда», «Молодой ленинец», «Новости Пскова», «Ленинская искра», «Позиция», «Молодежь Псковщины», «Русская провинция», «Вечерний Псков», в журналах «Современник», «Новый мир», «Наш современник» в литературных сборниках «На берегах Великой и Псковы», «Скобари».

12345667Публиковал в основном свои произведения: отрывки из романов, рассказы и повести циклами или однократно: повесть «Оперативная карта», «Автограф разведчика», «У стен города славы, отрывок из повести «Батарейцы», рассказ «Строгие люди», «Западня» и др. Подписывался скромно – «Евгений Нечаев, писатель, участник Великой Отечественной ...», тем самым указывая и на правдивость описанного в текстах, и на личную боль и переживания за рядовых бойцов, своих товарищей.

Да, Великая Отечественная война – главная тема его публикаций, но не единственная. Особо трепетной и дорогой для него темой являлось творчество молодых читателей, проза и стихи, которые приходили в редакцию «Псковской правды» со всех уголков Псковской области. Он вычитывал эти тексты, делал обзоры и писал рецензии и отзывы.

Среди его публикаций можно вспомнить: «Поговорим о рассказе: Обзор рассказов, присланных молодыми читателями в редакцию газеты «Молодой ленинец», «Дорогой творчества», «Стихи начинающих» и «Слова, идущие от души»: О стихах читателей, посвященных XXI съезду КПСС», «За высокое мастерство: о пятидневном межобластном семинаре литераторов-драматургов, проходившем в Пскове», «Растить творческую смену»: о молодых писателях и поэтах области».
ю1 002О творчестве молодых читателей Евгений Павлович всегда отзывался очень хорошо, никогда не позволяя себе дурного слова: «Многие из них несовершенны по своим литературным достоинствам, носят следы поспешности или незнания особенностей литературного труда, – писал он в одном из своих обзоров, – но уже сам факт того, что стихотворение написал рядовой колхозник или слесарь – это верный признак роста культуры...». И так было во всем, о чем он писал: «Надо и в малом увидеть великое», говорил он. И в этом малом - творчестве читателей- Евгений Павлович смог увидеть самое зерно сокровенной мысли: «Преданность делу, любовь к Родине, глубина переживаний и твердая уверенность в справедливость учения Ленина – вот, что водит пером начинающих литераторов». И не важно, станут ли эти люди поэтами-профессионалами в будущем, важно то, что происходит сейчас, в эту минуту, что «человек приучается мыслить литературными образами, повышает свою культуру, обогащает язык», словом – развивается и развивает мир вокруг себя. А это дорого стоит.
nechaev book ognem2Кроме того, в своих заметках и публикациях Евгений Павлович давал полезные, мудрые советы начинающим авторам, доносил до их сердец свои сокровенные мысли о жизни, о людях, о писательском мастерстве: «Весь материал, которым пользуется писатель, заключается в слове, - говорил он, - писатель должен быть одновременно и художником, и скульптором, и композитором даже...». Он был таким, и Псковская земля может гордиться этим.

Антонина Голубева, Региональный центр чтения Псковской ОУНБ