"А мы читаем о войне!"- заявляют наши новые участники литературно-патриотической акции "Молодежь читает о войне" - учащиеся 5-го и 10-го классов МБОУ «Маевская средняя общеобразовательная школа» (Новосокольнический район, Маевская волость, д.Маево): Семёнов Егор, Арсентьева Алина, Козыкина Лада, Яшков Руслан и Посредникова Ангелина.
Школьники прислали нам несколько своих работ, среди них - отзывы на известные рассказы, повести и книги: рассказ Владимира Железникова «Пароль», рассказ Анатолия Митяева «Мешок овсянки», рассказ Сергея Алексеева «Необычная операция» и повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Итак, приглашаем вас познакомиться с рецензиями наших книгочеев!
1. Эссе ученицы 10 класса МБОУ «Маевская СОШ» Посредниковой Ангелины "Не обожженные сороковыми..."
Не обожженные сороковыми
Сердцами вросшими в тишину
Конечно мы смотрим глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданий пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим глазами иными,
Такими же полными слёз
Ю. Поляков
Сороковые, роковые, военные, пороховые – вот так Борис Слуцкий охарактеризовал то время, время Великой Отечественной войны, а Юрий Поляков сказал уже о нас: «Необожжённые сороковыми». Да, наверное, мы видим ту войну по-своему, может быть, совсем не так, как хотят авторы, но, когда я читала стихотворение Роберта Рождественского «Баллада о зенитчицах», слёзы наворачивались на глазах, насколько правдоподобно автор говорит о моих ровесницах. Как они могли, как выдержали! Но меня смутило в стихотворении то, что зенитчицы (а я знаю, что зенитки- это противовоздушная оборона) стреляли по танкам. Захотелось узнать: это событие, когда девочки-зенитчицы дают отпор немецким танкам, выдумка поэта или он имел в виду какой-то исторический факт?
И я узнала, что в день, когда началась Сталинградская битва, немецкая авиация в течение суток совершила около 2 тысяч вылетов и оставила от города руины, десятки немецких танков устремились овладеть разрушенным Сталинградом, вслед за танками противник бросил две моторизованные и несколько пехотных дивизий. Однако в Сталинград в этот день немцы не ворвались. Путь противнику преградили три зенитных батареи, состоящие из женщин. Мне кажется, что Рождественский написал это стихотворение о них, это они не просто взрослели, а старели на этом ребеже, это к ним не пришла весна 45 года, потому что они погибли, защищая
И честь свою (в буквальном смысле слова).
И Родину. И маму. И Москву.
«У войны не женское лицо», - эти слова давно стали крылатыми, поэтому, наверное, так мало памятников, посвящённых женщинам в годы войны. Но памятник зенитчицам создал не только Роберт Рождественский в стихотворении. На Тульской земле возле станции Узловая стоит на развилке окружной дороги зенитное орудие, а рядом - скульптура девушки в военной шинели с биноклем. Образ девушки, смотрящей с высоты постамента на город, символизирует подвиг зенитчиц, охранявших нашу землю от налетов фашистской авиации.
Повесть "А зори здесь тихие", написанная Борисом Васильевым, тоже о зенитчицах. Она появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде. Мы не видим здесь боя, показанного в стихах Рождественского, но, получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки-зенитчицы ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.
Как же прекрасно осознавать, что память о таких героях (и героинях) навсегда останется не только в сухих цифрах и датах на страницах истории, но и в художественных произведениях литературы, прочитав которые, нам захочется плакать и узнавать ещё больше о тех замечательных людях, которые 70 лет назад спасли мир ценой собственной жизни.
2. Ученица 5 класса МБОУ «Маевская средняя общеобразовательная школа» Козыкина Лада. Отзыв о рассказе А.Митяева «Мешок овсянки»
В нашей деревне уже не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. О том страшном событии мы узнаём из учебника по истории, из фильмов и, конечно, книг. Я прочитала рассказы Владимира Железникова, Сергея Алексеева, Валентина Катаева, но больше всего мне понравился рассказ Анатолия Митяева «Мешок овсянки». В войну было голодно, и Лукашук, главный герой рассказа, случайно нашёл мешок овсянки, все обрадовались, потому что ели последнее время только сухари. Но когда пришёл незнакомый тощий солдат за вещмешком, пришлось всё найденное отдать. И не знал Лукашук, что эта овсянка косвенным образом всё-таки спасёт его. Когда его ранило и он потерял сознание, спасли его собаки с тем самым рыжим тощим санитаром, они вывезли его с поля боя. Я не знала, что собаки и так тоже помогали на войне, «служили» в санчасти, но ведь их тоже надо было кормить. Оказывается, тот мешок овсянки был для них.
- Держись, браток, не робей, жить будешь!- такими словами заканчивается рассказ. А не найди его собаки на поле боя, неизвестно, чем всё могло закончиться. Собаки тоже были спасателями и героями.
3. Ученик 5 класса МБОУ «Маевская средняя общеобразовательная школа» Яшков Руслан. Отзыв о Рассказе С. Алексеева «Необычная операция».
Я прочитал о Великой отечественной войне рассказы А.Гайдара, В.Железникова, В.Катаева, стихи А.Твардовского и К.Симонова. Больше всего мне запомнился рассказ С.Алексеева «Необычная операция». Мне понравилась военная хитрость, которую применили русские перед Курской битвой. Герой рассказа решил посмотреть на танки, которые всё прибывали и прибывали на станцию. Он радовался, значит, скоро «всыпят наши немцам». Как же Макопка разочаровался, когда узнал, что танки и пушки из дерева, ящики для снарядов - пустые, а войска, которые днём открыто прибывали на станцию, ночью тайно куда-то исчезали. На такую военную уловку попались немцы: они подумали, что русские готовят наступление в этой местности и стянули свои войска сюда, ослабив на других фронтах. Благодаря этой операции наши войска победили в Курской битве.
_______________________
4. Ученик 5 класса МБОУ «Маевская средняя общеобразовательная школа» Семёнов Егор. Отзыв о Рассказе С. Алексеева «Необычная операция».
Мне понравилось в рассказе С.Алексеева, как мальчик Мокапка бегал на станцию смотреть состав. Как выяснилось, туда прибывали танки, пушки, только были они деревянные, а коробки для снарядов – пустые. Герой рассказа недоумевал, зачем деревянные, как воевать? Оказалось, у русских был такой план: обмануть немцев. И это им удалось, в конце рассказа мы узнаём о результатах этой операции: мы победили фашистов в Курской битве!
5. Ученица 5 класса МБОУ «Маевская средняя общеобразовательная школа» Арсентьева Алина. Отзыв о рассказе В.Железникова «Пароль»
В этом году все празднуют 70-летие Победы. Мы прочитали много книг о Великой Отечественной войне. Особенно мне запомнился рассказ Владимира Железникова «Пароль». Мне понравилось в нем то, что немец лёг на гранату и спас всех, а сам погиб. Пётр Петрович, рассказчик, вспоминает молодость, он говорит о себе больному мальчику Саше, который, слушая, даже забыл про ангину. Когда пришла медсестра, чтобы сделать укол, даже зажмурился, он боялся, но помог ему выдержать боль рассказ Петра Петровича о его неожиданных товарищах: немце, французе и испанском крестьянине. Они стояли перед ним как живые.
Я узнала из этого рассказа, что герой воевал во Вторую Мировую войну, которая началась в 1939 году. И я поняла, почему так называется рассказ – «Пароль». Ждёшь каких-то условных слов, а паролем оказывается песня «Интернационал», которую знают все: и немец, и француз, и русский. Благодаря этой песне они нашли общий язык и смогли спастись.
__________________________________________
В этих работах - живые голоса детей, читающих книги о войне. И пусть они не идеальны по своим литературно-художественным особенностям, важно другое - они отражают взгляд на войну молодого поколения, поколения "необожженного сороковыми", они свидетельствуют о непрерываемой нити поколений в едином сохранении священной памяти о Великой Отечественной войне! Мы пормним - мы гордимся!
Материал представила Антонина Голубева, Региональный центр чтения Псковской ОУНБ.
.