Новые «Окаянные дни» штрихуются во многих литературных текстах, а «Несвоевременные мысли» не прослеживаются, лишь вся ситуация замасливается сусальными разговорами о российской святости, когда с придыханием и слезой учат нас конъюнктурные писатели любить Отчизну. И это тоже в контексте литпроцесса.  (Указанные в скобках статьи можно найти, введя в поле "ПОИСК")


Совсем скоро национальные литературные премии объявят своих лауреатов. Уже несколько месяцев интеллектуальная Россия читает short, - long – list «Нацбеста», «Русского Букера», «Большой книги». Каждый год мы ждем открытия имен, неожиданных литературных текстов. «Нацбест»-2013 высветил имя Софьи Купряшиной со сборником рассказов «Видоискательница». Книга обратила на себя внимание, на заседании АРТ-Клуба С.В.Ч. (Счастливое Время Читать) мы разбирали отдельные рассказы писателя, обращая внимание на открытую экспериментальную форму, обсуждая образы, обжигающие своей достоверностью. Какие реалии современного общества предлагает нам Софья Купряшина? Mix из блеска и нищеты, желание жить по красивой лжи, огрызаясь оттенками нравственности. Во всей этой окрошке жизни прорастают вечные российские чудики, от них-то и идет радостно-теплое дыхание надежды. Да еще литературное пространство, где – «и жизнь, и слезы, и любовь». Тем временем, лауреатом стал Фигль-Мигль с романом «Волки и медведи». (См. здесь Особенности национальной литературы ) Все есть в романе – стиль, образы, но почему-то упорно думаешь, что ты, читатель, остался «с большим носом».
Все литературные сезоны мы не перестаем говорить о премиях, их целях и назначении. Благородная миссия литературной национальной премии – побуждение к чтению, вовлечение в чтение. Но иногда кажется, - а воз и ныне там. Резко падает интерес к чтению, к бумажной книге. И это не только российская проблема, это мировая проблема. На это мне вспоминается одна любопытнейшая книжечка. Алан Беннет «Непростой читатель» (Alan Bennet. The uncommon reader).  Когда новеллу перевели на русский язык, Ольга Серебряная заметила: Книги – единственное, что может очеловечить и монархов, и подданных.
Здесь смоделирована возможная ситуация. Эта книга – предложенная игра. Выбрана тема, способная объединить нацию, - читатель королева Елизавета II. Англия та страна, где вокруг монарха люди могут объединяться. И еще они удивительным образом откликаются на любой сreative. Тонкая, смешная история о неожиданном увлечении Елизаветы II книгами. Во время прогулки с корги королева замечает фургон передвижной библиотеки, заглядывает туда, знакомится, начинает общаться, берет книжки – и жизнь ее меняется. Но никто не понимает, что с ней происходит. Зато она начинает понимать саму себя, свое окружение, события, происходившие с ней. Книги создали общее человеческое пространство для сосуществования и монарха и простого смертного. Книги убрали барьеры между властью и гражданином. Алан Беннет своей новеллой утверждает, что «человечность» монарх обретает посредством книг. Королева изменилась благодаря чтению, - книги понуждают к мыслям, действию.
Удивительным образом «Непростой читатель» работает на пропаганду чтения. В одной из программ АРТ-Клуба мы устроили чтение книги по ролям, - это оказалось заразительно весело: «королева» вела диалог, «автор» комментировал...
Королева: - Книги чудесны, правда? Боюсь, это звучит так, словно говоришь о куске мяса, но от них человек становится мягче. По-моему, если чтение смягчает человека, то сочинительство оказывает обратное действие. Чтобы писать, нужно быть жестким, правда?
Автор:  - Было молчание. И королева поняла, что с сочинительством, как и с чтением, придется все решать самой.
А еще вспоминается случай с экс-президентом США Биллом Клинтоном. Однажды страна увидела своего президента, спускающегося со ступенек Белого Дома, уткнувшегося в раскрытую книгу. Так американцы узнали (кто ранее не знал) «Алхимика» Пауло Коэльо, и буквально подсели на этого сказочника. А потом и Россия приняла его в свои объятия.
В одной любимой мною литературной программе рефреном звучат слова Гертруды Стайн - «Я люблю всё, что новее нового», и Евгения Замятина - «Боюсь, что у русской литературы только одно будущее – ее прошлое». Эти две цитаты определяют извечное состояние мировой литературы: сочетание важнейших традиций и экспериментальной формы.
Однако все чаще возникает вопрос: как формируется список номинантов? Удивительное дело, но настойчиво возникает скучный привкус déjà vu. В 2012 г. победно прошагал роман А.Терехова «Немцы» (См.Особенности личности в современной литературе) , и стал лауреатом «Нацбеста», а в 2013г. роман вошел в short- list «Большой книги». «Тетя Мотя» М.Кучерской (См. Пути "Большой книги" 2013 ) заявляла себя в прошлогодних премиях, год 2013 вновь стал для романа кочевым: «Нацбест», «Большая книга». Вновь настойчиво заявляет о себе неисторический роман (жанр определен автором) "Лавр" Евгения Водолазкина. На мой взгляд, за все годы роман так и не был прочитан и услышан по-настоящему. Думается, «Лавр» уже лидирует на беговой дорожке «Русского Букера» 2013.
Помнится, когда ранее писались заметки о современной литературе (См.Современный литпроцесс), моего читательского оптимизма было поболе, чем сейчас. То ли слабеет статус литературных премий, то ли потерялось пространство, в котором мы могли перекликаться, предлагая друг другу заветные имена, то ли писательский конформизм придавил плитой равнодушия... Вспоминаются слова Максима Кронгауза: - Мы потеряли общее культурное пространство. Отсутствие общих культурных героев и общих цитат, с помощью которых мы бы могли аукаться,— явления одного порядка. И словно вслед ему говорит Дмитрий Быков: - В современном русском литературном процессе меня сильно огорчает дикое тщеславие писателей. Литературу захватили фигуры случайные.
На цепкую метафору профессора Университета Колорадо Марка Липовецкого и профессора Шеффилдского университета Евгения Добренко о современных «окаянных днях» и «несвоевременных мыслях» добавлю. Новые «Окаянные дни» штрихуются во многих литературных текстах, а «Несвоевременные мысли» не прослеживаются, лишь вся ситуация замасливается сусальными разговорами о российской святости, когда с придыханием и слезой учат нас конъюнктурные писатели любить Отчизну. И это тоже в контексте литпроцесса.
В нашей библиотеке Центр Чтения входит в отдел социокультурного развития (ОСКР). В этой структуре мы работаем два года. Наш практический опыт доказывает возможность сделать библиотеку востребованной. Предлагаемые Ириной Королёвой проекты буквально взрывают социокультурное пространство, ибо все они – живорожденные. «Гутенберг и другие»; «Лето с «Научкой»»; «Неконференция. Преодоление: Хочу жить»; «День вспоминания любимых книг»; «Неформальный фестиваль»; «Читатель в действии»   http://knigi60.blogspot.ru/;  http://razvitie60.blogspot.ru/  Предлагаются новые ходы в жизни современной библиотеки, позиционируя общение, информацию и важную задачу просветительства. Сегодняшняя библиотека меняется стремительно и востребованной она будет только тогда, когда здесь станет интересно. Своими программами мы включаемся и в общий литературный процесс, ибо на наших творческих площадках проходят не только всесторонние обзоры современной литературы, но и литературные вечера по оригинальным авторским сценариям. Одна из важных задач на сегодня – воспитать читателя. Не мифологизированного, а того, штучного, который захочет и сможет поправить тебя, если его «Михаил Шишкин» или «Софья Купряшина» не такие, как ему рассказывают. Есть объективные причины ухода читателя из библиотеки; библиотеки закрываются во всем мире, это не только российская проблема. И «Непростой читатель» Алана Беннета появился не на пустом месте: все меньше людей читают книги и нуждаются в библиотеке.
Ведь та передвижная библиотека, в которую заглянула Елизавета II, ликвидируется из-за ее нерентабельности, а книги отдают «в хорошие добрые руки». Какой скандал был с лондонской библиотекой им. Марка Твена, которую закрыли из-за отсутствия финансирования. А ведь она была открыта еще самим Марком Твеном! Тогда же, рефлектируя по поводу закрытия библиотек, экс-министр Культуры Великобритании, призывал нести книги в пабы: - Алкоголизм в библиотеке – это плохо, а книги в пабах - это хорошо. Да, время диктует новые формы, новое наполнение, и очень важно, чтобы замысел, исполнение воплощались профессионалами.
Часто цитирую Людмилу Улицкую: - Независимо от эпохи, жить надо только творчески. Творчеством спасается человек. Писатель сказала это в одном из интервью, словно мимоходом. Но какая глубина стоит за этими словами! Сразу представился повод говорить о природе, индивидуальности творчества. (См. Священные шатры Людмилы Улицкой)
Тем временем, лауреаты «Большой книги» и «Русского Букера» еще неизвестны, и есть счастливая возможность почитать хотя бы short-list из этих премий. Обращайте внимание на рекомендации Центра Чтения: Cмыслы и обретения Маши Региной;  Время греха ; Пути "Большой книги" 2013
Нина Яковлева, руководитель регионального центра чтения