Вступление. Собственно, начало беседы началось с реплики в сторону: из зала вспомнили подслушанные (ну, совершенно случайно!) слова некоей крестьянки об Анне Карениной: - Ей бы корову, а лучше две…
Впрочем, спасибо участникам встречи, которая ещё раз указала на одну из главных задач библиотеки – просветительство.
МОДЕРАТОР. Открываем первое заседание Клуба «Литстраница». Надеюсь на вашу заинтересованность, желание к диалогу. Наша цель – разговор о литературных темах, как взаимосвязаны между собой виды искусства.
«Глубокое синее море» - наш ассоциативный ряд для беседы.
Прошу обратить внимание на стилистику и поэтику фильма.
Режиссёр Теренс Дэвис подчиняет заданному образу декорации, музыку, интонации и модуляцию голоса.
Глубокое синее море – это неудержимая страсть чувств, это бездна, в которую бросается Хестер и наша Анна Каренина.
Мы проследим, что объединяет и рознит Анну и Хестер. Замужество за пожилыми состоятельными мужчинами; долгое пребывание в отсутствии любви; грех измены и отчаяния…
МНЕНИЕ. Послушайте, любую измену можно рассматривать, как схожее с Карениной. В фильме героиню бросает ее возлюбленный, они уже этим отличаются.
МОДЕРАТОР. Видите ли, Хестер преодолела своё отчаяние, почему же Анна не смогла? В обеих произведениях два условных пролога: в романе железнодорожный сторож погибает на рельсах, в фильме она принимает решение уйти из жизни, - открывает газовую горелку, а в финале – включает, чтобы согреться.
После телефонного разговора с Томом, Хестер бросается в метро, резко сбегает по ступенькам, слышен звук приближающегося поезда, смотрит на рельсы, и вспоминает время войны, когда от бомбёжки они спасались в этом метро, а на рельсах спали лондонцы. Вот она художественная цитата!...
МНЕНИЕ. Ну-у, так же можно и всё соединять…
МОДЕРАТОР. Так это кинематографическая цитата, это метафизическое поле! Мы говорим о художественном образе, которым пользуется режиссер.
МНЕНИЕ. Вы хотите их запараллелить… железная дорога… что к чему… Нет, мне неинтересно. (Уходит)
МОДЕРАТОР. Хестер без чего не может жить?
МНЕНИЕ. Она мечется. Очень обидчива.
МОДЕРАТОР. Она без любви не может жить. Она любит нежно. Анна любит требовательно. Хестер обретает через любовь, Анна не смогла обрести. Хестер говорит: - Я справлюсь.
Режиссёр говорит с нами через русскую культуру. После ухода Тома, её взгляд падает на забытые им перчатки. Она горько плачет.
Вспоминаете?! Это же Пастернак! «Доктор Живаго».
И, наколовшись об шитьё
С невынутой иголкой
Внезапно видит всю её
И плачет втихомолку.
Эпизод, когда Лара уезжает от Юрия с Комаровским.
Особенность качественного фильма заключается в том, что мы его читаем. Помимо того, что смотрим визуально.
Важность деталей. Задвижка наверху двери, - чтобы ребёнок, балуясь, не закрылся, - значит, в доме были дети. Звук наливаемого чая в чашку: нарочито резкий, и чай явно не будет вкусным.
МНЕНИЕ. Нет, русская женщина такой не будет. Они очень терпеливые.
МОДЕРАТОР. Вспомните, образ домовладелицы, у которой пара снимает комнату. В финале мы узнаем, что миссис Элтон давно ухаживает за тяжелобольным мужем.
Он: Я проснулся, и так испугался, тебя не было рядом.
Она: Я всегда буду рядом.
А потом она скажет Хестер: - Вы знаете, что такое настоящая любовь?
Это, когда грязную пеленку убрать так, чтобы не обидеть любимого.
МНЕНИЕ. Женщина становится зависимой от мужчины, который её унижает. Этим унижением он её держит. Это абьюзивные отношения, сегодня распространенные. А он ведь человек, неспособный на глубокие чувства.
МОДЕРАТОР. Об этом тоже можно говорить. Кстати, с приглашением психолога.
Две женщины, которые оказались вне любви, а потом их накрыла любовь. Вот история.
Вспомним-ка Татьяну Ларину. Она не смогла быть с Онегиным, и вышла замуж за возрастного генерала. На свидании с Евгением, пылко признававшемся ей в любви, она ответила:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Уж очень любил Александр Сергеевич свою героиню…
МНЕНИЕ. Это да. А Толстой не любил свою Каренину.
Нина Яковлева, руководитель РЦЧ