4 декабря исполняется 150 лет со дня рождения писателя Маргариты Владимировны Ямщиковой, которая работала под псевдонимом Александр Алтаев. Региональный центр чтения рассказывает о творчестве писателя.

Altaev2 «Отец – пскович, значит, и я псковичка, не даром же меня так тянет к этим старым мшистым стенам, к гулким колоколам звонниц, к великому собору с железными скобами, к древним водам реки Великой…
Не Новочеркасск, где я провела столько детских лет, не могучая Волга, даже не прекрасный Киев, где я родилась, не моя родина, нет. Моя настоящая родина, родина души – на севере, в старой Псковщине…».

(Из воспоминаний Ал. Алтаева)

Когда думаешь о творчестве писательницы, мемуаристки М. В. Ямщиковой, плодотворно работавшей под псевдонимом «Ал. Алтаев», своей судьбой соединившей два века русской культуры – золотой XIX и серебряный XX, невольно вспоминаешь высказывания многих людей о хорошей книге и достойной литературе. Однако ни одна из них не сможет в полной мере выразить все богатство, многогранность и красоту ее литературного наследия. Ведь ее творчество – это тот редкий случай, когда, прочитав книгу, ты будто проживаешь еще одну жизнь... Жизнь, наполненную светом созидательного Просвещения. 

Удивительное чувство стиля, помноженное на дар литературного Слова, внутренняя свобода и интеллектуальная честность, так гармонично сосуществующие в душе Маргариты Владимировны, способствовали тому, что родились ее многочисленные произведения, любимые благодарными читателями и по сей день. 

На страницах ее книг оживают известные деятели мировой культуры – литераторы, художники, музыканты. Люди смелых суждений и душевной чистоты: Линней и Гутенберг, Шиллер и Бетховен, Микеланджело и Сервантес, Чайковский и Кромвель, Рафаэль и Леонардо да Винчи, Мария Стюарт, патриарх Никон и т.д.  

М. В. Ямщикова вошла в литературу в 1889 году со сказкой «Встреча Нового года» и подписалась мужским псевдонимом «Ал. Алтаев». Позже признавалась: «Женщине в литературу пробить дорогу ужасно трудно. Я должна взять себе какой-нибудь мужской псевдоним. Буду подписываться «Ал. Алтаев»».

Altaev3

Имя неслучайное как в жизни, так и в прозе Маргариты Владимировны: так звали главного героя книги Якова Полонского, который благосклонно отнесся к ее первым литературным опытам. В его был текст, который произвел на нее неизгладимое впечатление – «Рассказ вдовы», описывающий жизнь некоего Александра Алтаева, человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой.  

Затем была вторая сказка – «Бабочка и солнце», отданная Ямщиковой в детский журнал «Игрушечка». Эта история ввела писательницу в число постоянных авторов одного из лучших изданий для детей.

Затем, с 1889 по 1959 гг. создавались и выходили ее книги, разлетаясь по свету и обретая свою индивидуальную судьбу. Ей принадлежит более ста произведений, а часть исследователей насчитывает (с вариантами и переизданиями) более трехсот изданий. «Это была работа, не знавшая перерывов, пауз, казалось, что перо приросло к руке и служит как бы ее продолжением», – говорил русский писатель Исай Рахтанов. 

Среди изданий - около 50 жизнеописаний, и многие – «Юноша-поэт. Жизнь Семена Надсона», «Мигуэль Сервантес», «Леонардо, затем знаменитого да Винчи», «Рафаэль», «Микеланджело», «Шиллер», «К вершинам искусства», «Пасынки Академии», «Чайковский», «Бетховен», «Бенвенуто Челлини» и др. – были или задуманы, или написаны на Псковской земле в деревне Лог Гдовского уезда Псковской губернии (ныне – Плюсский район). Это единственная в Псковской области усадьба Пушкинских времен, уникально сохранившаяся до наших дней.

С 70-х годов XX века в Логу располагается мемориальный музей писательницы, где сохранилось все, как было при ней. Мебель, которой она пользовалась, рояль, стол, за которым она работала, фотографии ее близких, документы, личные вещи. И, конечно, атмосфера подвижнического труда и творческого созидания, которой не просто проникаешься, а которой дышишь...

Altaev23

Маргарита Владимировна очень любила этот край, ставший для нее «приютом спокойствия, трудов и вдохновения», где она спокойно творила, вдыхая «зеленую тишину» псковских лесов, где «всё … казалось необыкновенным, очаровательным»: «Я люблю Гдовщину, её леса, поля и прозрачную глубь реки Плюссы; милую Гдовщину, овеянную седыми преданиями, с её братскими могилами, оставшимися от древних битв, с её подмогильем «городищем», с языческими могилами и кладами, с её своеобразным говором…». 

Эти строки мы находим в книге «Памятные встречи»: здесь собраны трогательные воспоминания писательницы о таких известных людях, как М. П. Клодт, В. М. Максимов, А. А. Агин, И. Репин, В. М. Нестеров, Д. Мамин-Сибиряк, Я. Полонский, а также о людях театра, с детства окружавших Маргариту Владимировну. Сегодня эта книга является уже библиографической редкостью, а псковичам дорога как воспоминание о той, давно ушедшей, жизни на Псковщине.  

Маргарита Владимировна была «человеком труда», своë место в литературе определивший скромно, без излишнего самолюбования: «Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев – популяризатор истории, помощник педагогам…».  

И ее книги до сих пор говорят с нами  о великой человеческой мысли,  любви к истории и судьбам великих людей, а также о том, как важно в любое историческое время нести в душе свет мудрости и подвижнического просвещения.

Подробнее о судьбе и творчестве Маргариты Ямщиковой можно прочитать в электронном издании «Подвижники псковской культуры: эссе, размышления, творчество» – новый выпуск серии «Знаменитые люди земли Псковской».

Оно доступно для чтения в электронной полнотекстовой библиотеке «Псковиана»: «Знаменитые люди земли Псковской. Выпуск 5. «Подвижники псковской культуры: эссе, размышления, творчество»».

Антонина Голубева, главный специалист Регионального центр чтения