БиблиоТеатр «Прямая речь» Регионального Центра Чтения приглашает на литературно-художественную программу «Ступени Достоевского». Участвует засл.арт. России Виктор Яковлев.
15 ноября 2022г., 15:00, актовый зал ПОУНб.
Федор Достоевский - из тех писателей, жизнь и творчество которых изучается скрупулёзно и тщательно. И, тем не менее, как часто в литературоведческих трудах встречается фраза «но это тема отдельного исследования».
Весьма сложно в часовой литературной программе объёмно и всесторонне рассказать о писателе, приходится вычленять самое-самое, и всё равно что-то самое останется за скобками…
…На пересыльном пункте в Тобольске конвоируемый ссыльный Федор Достоевский встретил жен декабристов, они подарили ему Евангелие.
Св. Писание станет главной книгой на всю жизнь. Евангельские заповеди выстраивают его жизнь, формируют его литературные устремления, помогают в трудные моменты, укрощают человеческие страсти. Непрерывное духовное восхождение через покаяние помогают ему преодолеть тяжкие искушения: “Ангел никогда не падает, бес до того упал, что всегда лежит ... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» («Братья Карамазовы»).
Произведения Достоевского наполнены библейскими цитатами, из них создаётся основа образов, идей; многочисленные реминисценции отсылают к произведениям мировой литературы.
Это он, раб Божий Федор, с другими людьми стоит перед лицом Бога и Его мира, перед лицом творения. Творчество Достоевского разворачивает общечеловеческую трагедию Бытия, и те вопросы, ранее называемые «вечными» и «проклятыми», получили название «вопросы Достоевского». В XX столетии звучит рефреном: - Всё сбылось по Достоевскому.
Ступени Достоевского – как бесконечное восхождение от начального к конечному, от падения к возрождению. Символично, что в ожидании смерти на Семеновском плацу Федор Михайлович простоит 45 минут, столько же длилась его речь на открытии памятника Александру Пушкину. Знаменитая «пушкинская» речь.
Из воспоминаний Николая Страхова:
Как только начал говорить Федор Михайлович, зала встрепенулась и затихла. Хотя он читал по писанному, но это было не чтение, а живая речь, прямо, искренно выходящая из души. Все стали слушать так, как будто до тех пор никто и ничего не говорил о Пушкине.
Федор Достоевский: «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь наконец народ свой и святую правду его».
Научить понимать (или любить) Достоевского невозможно, - для этого надо просто его читать, и ещё читать главную книгу Фёдора Михайловича – Новый Завет. И тогда отпадут все претензии к писателю, как со стороны славянофилов, так и со стороны западников. «Пушкинская» речь Достоевского, многотысячный поток людей за гробом Фёдора Михайловича могли бы стать великим объединяющим началом для всех политических партий, для диалога власти с народом. Не случилось. Россия пошла другим путём.
Федор Достоевский: «…назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским … и значит только стать братом всех людей, всечеловеком. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению Триумф речи был грандиозен. Она звучала как квинтэссенция ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ; русское общество переживало то состояние, о котором говорил Достоевский. На мгновение всем показалось, что Россия непременно выйдет из долгого катаклизма мирным путём.
Федор Достоевский: «Смирись, гордый человек, и прежде всего, сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего, потрудись на родной ниве».
Нина Яковлева