16 апреля был опубликован шорт-лист премии «Национальный бестселлер». В короткий список премии вошли шесть авторов, а фаворитами «большого жюри» оказались Михаил Елизаров и Ольга Погодина-Кузьмина, которые набрали наибольшее количество баллов.
Предлагаем ознакомиться с книгами!
Несмотря на то, что между ними нет видимого сходства по формальным признакам, их роднит мрачные предчувствия. В обеих важную роль играет злой рок, и появляется мотив невесёлой иронии слепой судьбы.
«Очевидных фаворитов в гонке этого года было два — это романы «Земля» и «Уран». Они и вошли в Короткий список с предсказуемым максимумом баллов. При отсутствии видимого формального сходства эти книги, тем не менее, кое-что роднит — особенно заметно это становится, если заменить русскую Землю греческой Геей. Обе книги наполнены мрачными предчувствиями, в обеих важную роль играет злой рок, и там, и там появляется мотив невеселой иронии слепой судьбы. Трудно отмахнуться от предположения, что в обстоятельствах зимы — весны 2020-го именно эти качества (помимо очевидных достоинств прозы) склонили симпатии жюри в пользу «Земли» и «Урана» в ущерб книгам, которые широко обсуждали еще осенью и которым не повезло потеряться на фоне вдруг кардинально изменившейся повестки», — комментирует ответственный секретарь премии Вадим Левенталь.
Михаил Елизаров «Земля» — 10 баллов
Михаил Елизаров - автор романов "Библиотекарь" (премия "Русский Букер"), "Pasternak" и "Мультики" (шорт-лист премии "Национальный бестселлер"), сборников рассказов "Ногти" (шорт-лист премии Андрея Белого), "Мы вышли покурить на 17 лет" (приз читательского голосования премии "НОС"), лауреат премии «Русский Букер».
Сам автор, Михаил Елизаров, говорит о своем романе: "Как такового похоронного сленга нет. Есть вульгарный прозекторский жаргон. Там поступившего мотоциклиста глумливо величают ''космонавтом'', упавшего с высоты - ''десантником'', ''акробатом'' или ''Икаром'', утопленника - ''водолазом'', ''ихтиандром'', ''муму'', погибшего в ДТП - ''кеглей''. Возможно, на каком-то кладбище табличку-времянку на могилу обзовут ''лопатой'', венок - ''кустом'', а землекопа - ''кротом''. Этот роман - история Крота"
Цитаты из книги:
«Конечно, кладбище может побыть и территорией смерти, но в пространстве отдельно взятой рефлексии. Всерьёз думать, что на кладбище обитает смерть, столь же наивно, как верить, что в Диснейленде живёт сказка».
«— Мы не свободны выбирать боль, её интенсивность и продолжительность, — продолжил Денис Борисович, словно бы отвечая на моё разочарованное молчание. — Мы не вольны распоряжаться смертью, управлять её присутствием и отсутствием. Но мы в силах трансформировать наше тело, его телесную, так сказать, модальность...»
«Земля»- это огромный роман, который написан отличным языком, каждое слово стоит на своем месте. Эта история захватывает с первых страниц, заставляя читать дальше, пока не дойдешь до конца. На первый взгляд, каких-либо особых событий не происходит, идет неспешное описание жизни, которое начинается с самого детства. Повествование жизни главного героя очень подробно, но и каждый второстепенный герой имеет свои яркие черты, то, чем они запоминаются в памяти читателя, все характеры яркие и индивидуальные. Многие герои романа имеют прототитипы в реальной жизни автора.
Тема смерти проходит на протяжении все книги, она в центре романа.С самого детства, с его детских игр со сверстниками в детском саду и далее сопровождает его в картинах на стенах в родном доме, в армии в занятии землекопа и на работе в агенстве ритуальных услуг. Но это делает роман не мрачным и печальным, а скорее мистическим, привлекает ожидание мистики. На обложке книги изображена иллюстрация Тани Миллер «MementumMore». Это большая рыба с часами, которая пожирает людей. Также у автора есть еще несколько работ на тему смерти, например танцующие мертвецы. Суть у художественных работ Тани одна: смерть не щадит никого.Главная мысль романа в том, что смерть ходит рядом с нами, другими словами, перед смертью все равны, она ждет каждого: и бедняка, и богатого.
Писатель Андрей Аствацатуров о книге:
«Сразу поспешу обрадовать поклонников Елизарова и всех читателей современной русской прозы: автор «Библиотекаря» и букеровский лауреат, похоже, написал свой лучший роман. Вдохновенный и в то же время мастерский, выдержанный, неторопливый, тщательно продуманный от первого до последнего абзаца. Всё, что прежде было в разработке, что дозированно предъявлялось в сборнике «Мы вышли покурить...», обрело наконец мощь и романный масштаб.»
Ольга Погодина-Кузьмина «Уран» - 9 баллов
Ольга Погодина-Кузьмина – петербургский журналист, драматург, писатель и номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга». Роман называется «Уран» и рассказывает «подлинную историю людей, страны, создания атомного проекта СССР».
Центром сюжета романа Погодиной-Кузминой «Уран», стала проблема формирования послевоенной идеологии и быта советской страны. Героями романа это представители всех слоев населения СССР — от элиты и интеллигенции до прачек и шпионов. Одной из главных линий романа станет диверсия на секретном урановом Комбинате №7 в эстонском городе Силламяэ.
Роман основан на воспоминаниях жителей закрытого города Силламяэ, документальных материалах, донесениях из недавно рассекреченных архивов ЦРУ. В тексте приводятся оригиналы некоторых документов.
Работа над новой книгой заняла не один год. Потребовалось несколько лет, чтобы изучить большое количество документов, отчетов ЦРУ, а также лично познакомиться с воспоминаниями жителей эстонского города Силламяэ, где находился Комбинат №7. «Уран» стал попыткой посмотреть на целую историческую эпоху без стереотипов, которые стали неотъемлемыми для периода существования Советского Союза.
«"Уран" - это не описание ужасов ГУЛАГа, преступлений Сталина и бесчеловечности советского строя. Скорее наоборот. Как археолог очищает древние камни, так я пыталась очистить образ того времени от сегодняшних стереотипов и клише. Это попытка осознать величие замысла и воплощения советского проекта - той исторической эпохи, которая сформировала и нас с вами, и все нынешнее политическое пространство. Мне кажется, это очень современная и своевременная книга - она помогла мне самой понять, почему многие узлы, завязанные в прошлом, в нынешнем времени обернулись кровоточащими нарывами» (Ольга Погодина-Кузьмина)
Андрей Аствацатуров «Не кормите и не трогайте пеликанов» — 6 баллов
"Мир абсурден, странен, иррационален, анекдотичен, как и существа, его населяющие. Все мы - немного пеликаны, красивые в полете наших фантазий и смешные на земле".
Андрей Аствацатуров
В новом романе Андрея Аствацатурова всё тот же герой, знакомый читателям по прошлым книгам ««Люди в голом», «Скунскамера» и «Осень в карманах». Городской невротик, петербургский интеллигент,филолог, мечтатель, человек недоразумение.Его жизнь и есть одно сплошное недоразумение, но это его настоящая жизнь, ведь она у каждого своя. На этот раз он приезжает в Лондон, где оказывается втянут в комичную и детективную историю.
Детектив переплетается здесь с любовными историями и анекдотам. Но в то же время прослеживается философская тема о свободе воле, свободе выбора и предопределенности. Эти вопросы не оставляют главного героя на протяжении всего романа.
София Синицкая «Сияние “жеможаха”» - 6 баллов
В новую книгу вошли три повести – «Гриша Недоквасов», «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька Дура, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Повести связаны между собой пересечениями персонажейи общим стилем текста.
У автора в романе создан новый свой собственный мир – сказочный, смешной и трагичный одновременно.
Единый текст, в который соединились все три повести, пригоден и для театра, и для современного кинематографа – он яркий и легко поддается созданию множества образов. Целый мир, полный красок, незабываемых кадров и удивительных персонажей.
Кирилл Рябов «Пёс» — 5 баллов
Внецикловый роман.
Кирилл Рябов - петербургский прозаик, автор сборника рассказов «Стрельба из настоящего оружия», «Сжигатель трупов», «Клей», лауерат премии «Молодой Петербург».
«Пес» - назван романом, но по факту это скорее повесть — все события происходят вокруг главного героя, безработного Алексея Бобровского, потерявшего жену. Остальные персонажи только лишь мелькают на фоне, время от времени оставляя несколько следов в общем повествовании.Текст наполнен подлинными бытовыми деталями и аутентичными, виртуозно придуманными сценами.
Во втором тексте этой небольшой книжки — «Безумный, безумный, безумный день», жители неизвестного европейского города сталкиваются с невоспитанными беженцами.
В этом романе наглядно показано, как культура формирует окружающую повседневность, как книги и фильмы, которые мы смотрим формируют наши ежедневные поведение и речь. Все это происходит незаметно и против нашей воли, как бы само собой. Мы каждый день оказываемся в море цитат, чужих мыслей, бесконечного потока информации, который отчетливо влияет на нас. К
Булат Ханов «Непостоянные величины» — 5 баллов
Ханов Булат Альфредович родился в 1991 году в Казани. Окончил филологический факультет Казанского федерального университета. Кандидат филологических наук по специальности «История русской литературы». Печатался в журналах «Дружба народов», «Идель», «Казань». Участвовал в Форумах молодых писателей (2011, 2014, 2015). Последняя публикация в «ДН» — подборка рассказов (2016, № 5).
Булат Ханов - новый голос поколения - последовательно развивает тему, уже во втором подряд романе обращаясь к отношениям преподавателей и учеников. Выпускник филфака МГУ Роман едет в Казань, чтобы устроиться в школу учителем русского и литературы и поставить над собой эксперимент: как долго сможет молодой специалист протянуть в обычной школе?
Финал эксперимента и предсказуем, и неоднозначен… ад просачивается в человека малыми дозами. Но что человек может противопоставить этому аду?..
Роман захочется прочитать каждому, потому что мы все ходили в школу, у нас были одноклассники, учителя, любимые предметы школьной программы, переменки и экзамены, к тому же школа везде одинаковая как в большом районе, так и маленьком городке. Герои этого романа философски рассуждают и не только о школьной жизни, но и о политике, системе и толерантности. Также они любят беседовать об искусстве или поэзии. Книга привлекает тем, что написана очень реалистично, автор описывает действительность как она есть, без приукрас: низкая зарплата учителей, огромное количество бумажной волокиты, избалованность детей и их родителей. Действие книги проходит в 2010 году, это делает роман актуальным и интересным.
Награждение финалистов перенесено на осень
Ответственный секретарь оргкомитета Вадим Левенталь и членов жюри премии считают, что книги из короткого списка «полны неявной тревоги, мрачных предчувствий и невесёлых мотивов». Всё это неслучайно. «Шорт-лист "Нацбеста" как всегда работает чутким барометром настроений в обществе – ну или по меньшей мере в читающем сообществе. А настроения эти ни радужными, ни полными надежд сегодня никак не назовешь», – говорит Левенталь.
Награждение финалистов перенесено на осень. Конкретная дата пока не известна. Тем не менее короткий список опубликован в срок, Большое жюри премии в соответствии с внутренними правилами всегда работает в режиме самоизоляции, не встречаясь и не обсуждая между собой принятые решения.
В длинный список «Национального бестселлера» в нынешнем сезоне включены сорок семь произведений. Претендентов на награду выдвигают номинаторы - известные деятели культуры, писатели, издатели, журналисты. Они получают возможность предложить по одному произведению.Победитель «Нацбеста» получит миллион рублей, свой выигрыш он делит с номинатором в размере 1:10.
«Мы проведем финал премии осенью, назначить дату прямо сейчас мы не можем – пусть сначала все хоть немного поуляжется, – прокомментировал ответственный секретарь оргкомитета премии Вадим Левенталь. – По этой причине мы не можем сейчас и объявить состав Малого жюри нашей премии — чтобы договариваться об участии в нем с кем бы то ни было, нужно знать дату, а мы ее не знаем».
Материал подготовила Овчинникова Арина, Региональный центр чтения