И ты пришла, необычайна… Это Владимир Набоков о весеннем явлении женщины.
О, вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей…
И просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной,
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды… В. Коротков
Высокое предназначение человеческой жизни на земле явлено в чуде рождения. Именно чудо рождения открывает материнскую ипостась. Ведь сказано в Евангелии: Женщина, когда рождает претерпевает скорбь, потому что пришел час ее; когда же родит младенца, то не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мире (Иоан. 16:20-22)
Образ матери в искусстве – какая колоссальная интересная тема! Мы с благоговением смотрим на иконописные изображения Матери Богачеловека. Мы в восхищении останавливаемся перед живописными портретами Матери. Женщина - это отражение мужчины. Если любить ее до безумства, она станет им. Так сказал современный мужчина - отец, муж - Бред Пит. В творчестве наших современниц, писателей Людмилы Улицкой, Елены Катишонок, Елены Чижовой ставятся и решаются вопросы вечного человеческого бытия. Их герои проживают гуманитарную катастрофу после переворота 17-го года, когда была нарушена связь времен, когда были порваны семейные устои, и тогда на утверждение вечных понятий красоты и величия духа выходит образ Матери, который вбирает в себя целую родовую цепочку – от зародыша до смертного одра. Образ Матери у них это собирательница, хранительница, устроительница жизни. Их героини берут на себя ответственность за вверенные им судьбы. И своей жизнью, поступками они и защищают своих чад и отмаливают великой силой материнской молитвы. В романе «Время женщин» Елены Чижовой собирательный образ Матери представлен в трех бабках, соседках по коммуналке, вызвавшимся оберегать девочку. Старухи, настоящие парки, похоронившие всех родных, расстрелянных и развеянных лагерной пылью по просторам необъятной страны. Парки – это богини судьбы в древнеримской мифологии. Знаменитая пушкинская строчка "парки бабье лепетанье" как будто раскрывается, расшифровывается и мы слышим, о чем лепечет само время.
Как все суетно в мире, и грустно,
И темно - невозможно понять.
Лишь она навсегда безыскусна,
Драгоценна, единственна - мать. Е. Евтушенко
Книга французского классика - Ромен Гари «Обещание на рассвете». Книга о любви. О том, как немолодая и не очень талантливая актриса родила сына. И как сильна была ее материнская вера в абсолютно великое будущее своего сына. И, став взрослым мужчиной, ее сын уходит на войну, чтобы защищать свою маму. И подвиги он совершал во имя ее. Каждый шаг в своей жизни он делал, чтобы мать убеждалась – она была права, - да, он стал отличным, удачливым, смелым, блистательным. Драматическая коллизия заключалась в том, что перед своей смертью мать напишет пачку писем, которые будут посылать ему от ее имени: Мой прославленный и любимый сын! Мы с восхищением и гордостью читаем в газетах о твоих героических подвигах. В небе Кельна, Бремена, Гамбурга твои расправленные крылья вселяют ужас в сердца врагов…
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать! Расул Гамзатов
P.S. В материале картины художника Guy Dessapt
Нина Яковлева, региональный центр чтения