Премию "Национальный бестселлер" учредили в 2001 году, в Санкт-Петербурге, и она по праву считается одним из самых живых и игровых литературных состязаний. По мнению учредителей премии, произведение победителя должно стать событием национального масштаба, самым покупаемым и читаемым бестселлером. Поэтому награду решено было давать за лучший роман на русском языке, и премия получила девиз: «Проснуться знаменитым».
В этом году «знаменитым проснулся» петербуржский писатель, эссеист и драматург, автор многочисленных пьес, художественных произведений и литературы нон-фикшн Сергей Носов, за роман «Фигурные скобки» он получил наибольшее количество голосов жюри.
В этом году за право стать знаменитым традиционно поборолись шесть участников в финале боролись шесть участников: здесь и автобиографический роман «Жизнь советской девушки» театрального критика Татьяны Москвиной, и документальная книга Василия Авченко «Кристалл в прозрачной оправе», а также псевдодокументальная реконструкция феномена Михаила Горбачева в романе Олега Кашина «Горби-дрим», сборник пронзительных рассказов Анны Матвеевой «Девять девяностых», метафорический роман Александра Снегирева «Вера», и, наконец, каскад блистательной нелепицы и пронзительная экзистенциальная грусть в романе Сергея Носова «Фигурные скобки».
Роман «Фигурные скобки» - далеко неоднозначное чтиво, роман о жизни. "Об ускользающем времени. О нас". Так охарактеризовал его автор. Роман рассчитан на подготовленного читателя, я бы сказала мягко - читателя, которому не чужд творческий подход к прочитанному. «Фигурные скобки» требуют осмысления, понимаются каждым по-своему.
Роман появился из названия. Первая его попытка была предпринята лет двенадцать назад. Фигурные скобки, употребляемые в математике, Сергей Носов пытался осмыслить, как образ мнимого убежища от проблем повседневности и тревог мира. Но тогда работа над романом не пошла, и Сергей оставил эту затею. А через десять лет пришла в голову совсем другая история, про другого героя, куда бы первая могла войти частично, и он написал эту книгу.
Критики относят роман к направлению в современной литературе «магический реализм», с чем автор не совсем согласен. Носов отмечает, что «Роман можно воспринимать по-разному – можно в магическом измерении, да еще с элементами мистики, а можно – в бытовом. Кому, что ближе».
Носов – как правило, писатель тихий. Предметом его интереса являются «мелкие формы жизни» - частный человек со всеми его несуразностями: пустыми обидами, забавными фобиями и глупыми предрассудками.
По сюжету главный Евгений Капитонов приезжает на учредительную конференцию микромагов в Петербург. По той причине, что он умеет угадывать числа. Двузначные. С трехзначными не получается.
Вроде бы фокус. Вот только у всякого фокуса есть свой секрет. У этого нет. Объяснить нельзя. Потому что нет объяснения. Просто видит Капитонов то число. Видит и все. И есть лишь две границы. 10 и 99. Границы экзистенциализма. Загадать эти числа - значит подвергнуть себя риску. Вне этих границ – смерть.
Именно поэтому умирает герой книги Водопьянов. Картежник. Фокусник. Загадал число и умер. Загадал 99. Не повезло. Ту самую цифру. Редкую. Пограничную. Никто никогда не загадывал до него. Вначале Капитонов просит прибавить. Пять просит. А к 99, что ни прибавь, сразу за границу перейдешь. Остался Водоемов за границей. 99 плюс 5 минус 3 равно 101! Не дали вернуться в защищенное поле. За фигурными скобками остался.
Однако суть романа не в этом балагуре цифр, фокусов, и далеко не в этих экзистенциальных перипетиях. Эта книга допускает двойное прочтение. Скажем, если вы верите, что Копперфильд летал по воздуху, роман может показаться в большей степени мистическим, а если убеждены, что это был виртуозный трюк, то «Скобки» повернутся к вам бытовой стороной. Таким образом все фокусы в романе – только фон, антураж. Роман не об этом. Если отбросить сюжетные карнавальности, то получится, что эта книга, которая помогает справляться с обстоятельствами и размыкать сковывающие нас изнутри «фигурные скобки».
«Фигурные скобки» достаточно органично встраиваются в мейнстрим современной литературы. В последние несколько лет отечественная современная литература (не считая, конечно же, детективы, фантастику, женские романы про несчастную любовь, разного рода бульварное чтиво и модные романы) стала устойчиво делиться на два ярких потока. Один смело можно назвать протестным, описывающим нашу не слишком комфортную жизнь, проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться повсеместно. Романы эти разные, но посыл почти везде одинаков – в нашей стране живем мы плохо, но можем и должны жить лучше. Роман Сенчина в «Зоне затопления» просто констатирует: маленький человек в России – никто. Невозможно бороться с властью, все предрешено и всем правят деньги. Сергей Шаргунов в романе «1993» откровенно призывает к бунту. Но все напрасно, система сильнее. Она давит. Выстраивает всех вдоль одной линии. А не желающих строиться – пожирает.
Но есть и другие книги. Они словно отрешены от жизни. Они пропагандируют уход от реальности. «Царь головы» Павла Крусанова, «Вера» Александра Снегирева. «Фигурные скобки» в этом же строю.
Дочитав книгу, испытываешь смешанные чувства: будто бы понял все и в то же время не понял ничего. Но ощущение, будто автор пытается сказать, что жизнь в ее непрекращающемся круговороте полна событий, с одной стороны, неприметных, а с другой – совершенно невероятных, не покидает и после прочтения.
И вслед за главным героем романа, мы негаданно для самих себя начинаем загадывать числа! Друзья, загадайте число, прибавите к нему такое же, умножьте на 6 и разделите на первое задуманное, и у вас получится – 12. Верно? После знакомства с «Фигурными скобками», национальным бестселлером 2015 года, вы и не такое начнете предсказывать.
По материалам сети Интернет
Голубева Антонина