«Национальный бестселлер» («Нацбест») - ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший, по мнению премии, роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии - «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году Константином Тублиным.
За 13 лет существования благодаря Нацбесту знаменитыми проснулись десятки авторов: Александр Проханов, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Илья Бояшов, Леонид Юзефович, Андрей Геласимов, Михаил Шишкин, таинственный Фигль-Мигль и другие авторы.
В этом году лауреатом премии «Национальный бестселлер» стала петербургская писательница Ксения Букша. Награду Ксении принес производственный роман «Завод "Свобода"».
Этот роман - документальная антиутопия о созданном в 1920-х годах, советском петербургском заводе радиоэлектронных устройств. Критики называют это произведение реанимацией жанра производственного романа. Однако сама Ксения в одном из интервью отметила, что это не производственный роман, а «книга про людей».
Ксения Букша – уроженка Петербурга и самая юная номинантка в шорт-листе «Нацбеста-2014», хотя писатель отнюдь не начинающий: первую свою книгу (повесть «Эрнст и Анна») она представила в семнадцать лет, за что удостоилась одобрения российского писателя и журналиста Александра Житинского. С тех пор она написала около десятка романов и повестей плюс отличный сборник рассказов «Мы живём неправильно». Самой большой её прозаической удачей является повесть «Тридцать лет и три года».
Дмитрий Быков как - то сказал о ней: «Букша удивительно самостоятельна, отважна и умна. Экономическое образование помогает ей видеть мир трезво и внятно, а врождённый поэтический дар преобразует все эти догадки о механизмах постсоветского мироустройства в цветущую и радостную прозу».
Проза Букши – действительно яркая, живая и честная страница в современной литературе. Роман «Завод «Свобода» - документальная антиутопия о созданном в 1920-х годах, советском петербургском заводе радиоэлектронных устройств. Критики называют это произведение реанимацией производственного романа. Однако сама Ксения в одном из интервью отметила, что это не производственный роман, а «книга про людей», что при написании книги ее «интересовала формальная задача – сочетать документальную правду с собственной лирической художественной точкой зрения».
О замысле романа Ксения говорит так: «Мы с друзьями делали брендбук для одного питерского оборонного завода. Взяли более сотни интервью и перезнакомились со всеми – от директората до рабочих. Много материала оказалось не востребовано, а меня эта история так зацепила, что я решила написать роман. Я хотела наполнить текст лирикой, как воздухом, но людей оставить такими, каковы они на самом деле».
Несомненно, у нее это получилось: роман предельно живой и увлекательный, глубокий, честный и невероятно трогательный, и он даже не о фактическом прошлом страны, а скорее о том, как преломляется оно в восприятии современного, не стесненного в художественных средствах творца.
Ксения Букша полностью отказывается от стереотипов, мол производство, и конкретно, завод – это такая бездушная, бессердечная машина по производству сырья, которая человека обезличивает, эксплуатирует. Завод «Свобода» - это машина живая, «живая живулечка», как пишет автор. Она состоит из людей – разбитных, озорных, изобретательных, преданных делу, переживающих за неудачи, чудиков-фантазеров – разных. Словом, не механизм это, а сообщество чувствующих и думающих людей, в большинстве знающих свое дело и даже его любящих. И благодаря этим живым, ярким, честным людям книга получилась предельно увлекательной и глубокой.
"Уже после «Завода «Свобода» Ксения Букша опубликовала биографию Малевича, и очень интересно: куда занесет её неуёмная, талатливая фантазия в следующей книге? Что это будет: семейная сага, детектив, фэнтези? Время покажет"
Материал подготовила Антонина Голубева. Региональный центр чтения