nacLong-list литературной премии «Нацбест»-2013  закрыт с открытием short-list.

Максим Кантор  «Красный свет»
Евгений Водолазкин   «Лавр»                                                                         
Ильдар Абузяров   «Мутабор»
Софья Купряшина    «Видоискательница»                                    
Ольга Погодина-Кузмина   «Власть мертвых»
Фигль-Мигль   «Волки и медведи»

 

В этом году премия переживает драматический момент, - со слов председателя оргкомитета Вадима Левенталя, «премия утратила источник финансирования, в связи, с чем в настоящее время проводится экстренный поиск спонсорской помощи».

nac1Но повод для разговора остается. Софья Купряшина представляет сборник рассказов «Видоискательница». Какие реалии современного общества встают перед нами? Mix из блеска  и нищеты, желание жить по красивой лжи, огрызаясь оттенками нравственности. Во всей этой окрошке жизни прорастают вечные российские чудики, от них-то и идет радостно-теплое дыхание надежды. Да еще литературное пространство, где – «и жизнь, и слезы, и любовь». В long-list  остался роман Артура Соломонова «Театральный роман» (опубликован в «Дружбе народов», 2013, № 1,2). Всем понятны прямые булгаковские цитаты, аналогии персонажей, но врывается особенность нашего времени, - на смену хрустального театрального закулисья интриг водружается чванливое религиозное мракобесие с тяжелой олигархической мошной. Но природа актерского существования  всегда ощущает «театр по ту сторону добра и зла». Актеры, отравленные несыгранными ролями, иногда превращаются в блеклые тени выдуманного мира. Любопытный персонаж романа отец Никодим вдруг загорается созданием православного театра, возникает зазеркальный мир, в котором истина и чистота помыслов исчезают. Робкий фарисей, зависимый от толстосума  Ипполита Карловича, его псевдонравственности, в финале романа вдруг обретает евангельскую решимость: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин. 7:51)

Москва удалялась. Удалялась жизнь, удобная, комфортная, жизнь, которую он вел долгие годы, и надеялся, что она будет продолжаться и продолжаться без изменений. Его мысли были исполнены решимости, но душа сомневалась. Какая жизнь откроется ему там, куда везет поезд? Он боялся будущего. Колеса стучали все чаще — Москва удалялась быстрее… Должно быть, дорога выведет батюшку из того заумного, чуждого ему, зазеркалья, а  своим прихожанам будет повторять простую евангельскую истину:  Итак  все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 3). А театр останется театром, - вечным прекрасным искусством, цель которого - эстетическое врачевание душ. Ведь сказано: Кесарю кесарево, а Богу Богово.

Нина Яковлева, региональный центр чтения