vishcnev1Литератор, музыковед, доктор философии Игорь Вишневецкий стал лауреатом премии «НОС»-2011. Писатель рассказывает о своем опыте прочтения исторической действительности.

По мнению координатора премии «НОС» Ирины Прохоровой в повести Игоря Вишневецкого «Ленинград» интересна, прежде всего, не неоднократно интерпретировавшаяся тема блокады, а «попытка автора по-новому понять трагическую природу советского».

Премия «Нос» вручается Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова с 2010 года «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Ее первым лауреатом стала Лена vishcnevЭлтанг с романом «Каменные клены».

 

Обращаем ваше внимание на то, что страница «Литературная мастерская» представляет собой исключительно высказывания, рассуждения самого писателя, взятых из печатных и телевизионных интервью.

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2190398.html

http://vishnevetsky.livejournal.com/

Я эту повесть написал, оказавшись прошлой осенью на целый семестр в городе Питтсбурге. Как-то так сложились мои жизненные обстоятельства, что на душе было очень нехорошо: умер мой отец за несколько месяцев до того, на мои плечи обрушились разного рода заботы, довольно неприятные, связанные с похоронами и всем тем, что последовало за ними. Отец очень много мне рассказывал о войне. Он не был в блокадном Ленинграде, но был на оккупированной территории. И многое из того, что он мне рассказывал, вошло (правда, в сильно измененной форме), в ''Ленинград''. Для меня немалым изумлением было обнаружить, сколько людей, чьи родители пережили блокаду, оказалось в Питтсбурге. И часть их рассказов вошла в ''Ленинград''.

Это личная история, рассказанная с привлечением документальных свидетельств. Поговорите с пережившими блокаду: в их памяти о том времени вы найдёте всё, что описано в «Ленинграде». «Ленинград» – попытка осмыслить историю всеобщего одичания, попытки сокрушить человеческое в человеке. Мой отец, к примеру, со времен оккупации не переносил на слух немецкий язык, даже в классической музыке. Но «Ленинград» - это не только о той войне. Желающий найдет в нем множество аналогий с нашим днем.

В некотором смысле это постскриптум к ''Петербургу'' (роман Андрея Белого «Петербург» - ред). То есть, когда я писал ''Ленинград'', я думал о том, как бы стали себя вести герои, подобные героям ''Петербурга'', в той ситуации, в которую они поставлены в ''Ленинграде''.

… читатель не должен задумываться о поисках прототипов. С одной стороны, я могу отвечать за все в этой повести, вплоть до температуры в тот или иной день, маршрутов ленинградских трамваев в тот или иной период блокады, с другой стороны, я думаю, что все-таки надо сосредоточиться на повествовании.

Музыка в «Ленинграде»  сочиняет Глеб, главный персонаж повести, и во многом «Ленинград» написан именно о музыке. Но его построение определяет литературная форма, а не музыкальная. Если говорить о продолжении какой-то традиции, то я обращаюсь и к Достоевскому, и к Белому. Мне интересна философская проза, где есть столкновение мнений, многоголосие.

Материал подготовлен и обработан  Нина Яковлева