Современный литературный процесс.

bokyshcay_knigaСовременная литературная премия способна определять симптоматику читательского спроса, отражатьсостояние общества, его болевые моменты, мироощущение нации, ее эстетические вкусы и пристрастия.

 


nacbest В  самых ярких проявлениях русской литературы, воспроизводится цикл советской истории ХХ века, где существует тиран и народ, где маленький человек чувствует себя по-прежнему, как и в XIX веке, униженным и оскорбленным, он все время жертва обстоятельств, он все время чувствует себя в опасности. Об этом произведения ведущих русских писателей, победителей литературных премий.
А.Терехов «Каменный мост» (вторая премия «Большой книги» - 2009); А.Иличевский «Перс» (вторая премия «Большой книги» - 2010); В.Сорокин – антиутопия «День опричника» и обнажающая ирреальная действительность в романе «Метель», получивший вторую премию «Большой книги» 2011; О.Славникова – ее романы-предупреждения «2017» (лауреат «Русского Букера» - 2006), «Легкая голова».
Назначение писателя – отражать боль своего народа, своей страны, мировые проблемы. Русский писатель, независимо от того, в какой точке планеты  живет, должен писать про человека, про читателя.  Толстого, Чехова читает весь мир именно из-за того, что они писали европейскую прозу. Об этом все время говорит Михаил Шишкин: «Центр мировой культуры всегда там, где есть человек, которому эта мировая культура нужна… Толстой не писал русскую прозу, его другие вещи интересовали».
На сегодняшний день отечественная проза представляет собой тенденциозную борьбу двух направлений  -  социальной и эстетической. В прошлом осталось противостояние реалистов и постмодернистов, теперь реалисты сражаются с эстетами. Во многом это, наверное, так. Но есть писатели, которые пишут оттого, что слова подступают к тебе и требуют выхода. Такие писатели ратуют и борются за воскрешение языка. Один из них  - Михаил Шишкин. Типичный представитель литературы русского зарубежья. Живет в Швейцарии, пишет романы на русском языке. Это для него принципиально.

- Я могу писать прозу только на родном языке. Искусство слова заключается в отклонении от нормы. А иностранец всегда должен писать правильно. И по-немецки, и по-английски я пишу правильно, а потому могу создавать на них лишь статьи и эссе.
По-немецки Шишкин написал книгу эссеистики «Монтрё—Миссолунги—Астапово: По следам Байрона и Толстого».
Однажды в одном из интервью я услышала:
- В современной русской прозе есть Михаил Шишкин, еще два-три писателя – и все остальные.
Во многом это действительно так. Творчество Шишкина – это высокая степень духовной откровенности, это многообразный мир слов и образов. Читать его интересно, потому что он пишет о человеке, а значит и о том, кто в данный момент читает эти страницы.

- Меня интересует семья, отношения между мужем и женой, матерью и дочерью, отцом и сыном. То, что будет интересовать всех людей всегда. Исторические реалии рано или поздно становятся интересны только для историков.
Откровенный писатель-реалист  -  Захар Прилепин. Приверженец соцреалистической поэтики, с обостренным чувством социально-публицистического темперамента.
Определенные приоритеты проступают через тематику: Роман Сенчин «Елтышевы», - деградация человека как личности из-за морально-нравственного падения; Денис Гуцко в «Русскоговорящем»  говорит о выживании в процессе распада страны; война в Чечне по-разному выражена в романах Прилепина «Санькя», Владимира Маканина «Асан»; немотивированное насилие как образ жизни в прозе Александра Селина; реанимация советской идеологии в ее агрессивном виде в прозе Михаила Елизарова. Его роман «Библиотекарь» в 2008г. получил премию «Русский Букер». Сразу же обозначилось насколько разделено наше общество. Герои Елизарова переживают геополитическую катастрофу с развалом Советского Союза, через эстетику насилия они зовут на баррикады за мифическое советское прошлое. А герои М.Шишкина, Л.Улицкой, Е.Катишонок, О.Славниковой, Е.Чижовой проживают гуманитарную катастрофу после революции 17 года; ими ставятся и решаются вопросы вечного человеческого бытия, созидания жизни.
Литература рождается решительно из всего, с чем сталкивается писатель, и не знает в этом ограничения. «Литература – это как переливание крови», - сказал Михаил Шишкин. Он считает, что читатель находит своего писателя по группе крови.  «Один человек делится тем, что несет ему жизнь, с другим. Но важно, чтобы совпала группа крови. Если не совпадает — чтение противопоказано».
Владимир Сорокин, наблюдая за современным литературным процессом, говорит:
- Мне кажется, что сейчас появляется некий новый материал, на уровне языка. Эта новизна чувствуется в воздухе. Россия опять становится в большей степени страной гротеска, как это было во времена Гоголя или в советское время. Этот гротеск - он разный во все времена. В России описывать есть что. Писателю скучно не бывает, если он хороший.
Было время исключительной веры в силу книги. 90-е годы прошлого столетия многое изменили. И дело не в том, что плохо или хорошо писали, и не в засилье какого-то жанра.
Литература потеряла свою социальную значимость, она лишилась социальных заказов.
Остается надеяться, что при нормальном положении дел в обществе востребованность книги вернется, литература будет являться  составной частью бытия. Литература – часть культуры, а без нее человек превращается лишь в биологический вид. Именно об этом пишет Андрей Рубанов. За последние три года писатель опубликовал несколько романов, где предельно жестко говорится о современном состоянии российского общества, о внутреннем мире отдельного человека. Есть такая мудрость: Человек начинается с горя.
В «Хлорофилии» герой начинает свою романную жизнь успешным, довольным, «материально упакованным» человеком. «Человек рожден, чтобы наслаждаться жизнью во всех бесчисленных проявлениях. И задача человека – развивать себя так, чтобы уметь ощутить максимальную ее полноту. Перед тобой и жизнью – дверь, учили Савелия. Слабый способен едва приоткрыть ее, чтобы получить простейшие блага и ощущения. Сильный и образованный распахнет дверь на всю ширину и обретет все многообразие жизни».     
Но знакомство Савелия с русским интеллигентом, доктором Смирновым, преображает его. Савелий Герц, осознавая свой конец, подхватывает то самое знамя русского интеллигента, которое помогает жить вдохновенно и цельно.
И как надежда для нового  поколения – рождение здорового малыша у Савелия.
Савелий меняется духовно, появляется и сила духа, уверенность в будущее, осознание необходимости перемен – иначе цейтнот и физический и духовный.
За последние двадцать лет сформировалась литература, где героем, главным персонажем выступает ВРЕМЯ. Именно время диктует обстоятельства. В таком ключе пишут Сергей Минаев, Сергей Шаргунов, Сергей Самсонов, Захар Прилепин, Герман Садулаев, Роман Сенчин. Книги этих писателей стоит брать с книжных полок и – читать!

Нина  Яковлева