Мы вынуждены констатировать, что живём в обществе потребления, основы традиционной морали вымываются и заменяются какой-то эгоистичной потребительской философией, основанной на приоритете «личного». Кажется, мы запутались, превратились в заложников системы и движемся, не осознавая пути и цели. Нам нужны другие идеалы – вечные ценности – любовь, справедливость, самопожертвование, доброта, ответственность, милосердие.
Мы вынуждены констатировать, что живём в обществе потребления, основы традиционной морали вымываются и заменяются какой-то эгоистичной потребительской философией, основанной на приоритете «личного». Кажется, мы запутались, превратились в заложников системы и движемся, не осознавая пути и цели. Нам нужны другие идеалы – вечные ценности – любовь, справедливость, самопожертвование, доброта, ответственность, милосердие. Эти идеалы живут в нас всегда, а помогают нам осознать их произведения классической литературы. Вот одним из таких лучших произведений литературы является ранний рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Как вспоминает сам писатель: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
Послевоенные голодные годы… Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить стакан молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг, по словам директора школы на «преступление»: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Что означал этот ее поступок в те времена? Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих "уроков" - уроков человечности, доброты и сострадания.
Позднее Евгением Ташковым по этому рассказу был поставлен одноимённый художественный фильм. Валентин Распутин выступил в нём в качестве сценариста. Видимо поэтому создателям фильма удалось прочувствовать, передать атмосферу и настроение рассказа, который является очень точным показателем человечности для наc всех. Рассказ, который воспитывает и учит самым главным жизненным основам, …таким простым и таким трудным…
Василиса Владимирова,
Региональный центр чтения