Содержание материала

Коломыцева Нина Владимировна,
начальник отдела
ГУО «Государственный архив Псковской области»

 

В начале своего выступления хочу напомнить, что 11 декабря 1781 года, в царствование Екатерины II, Гдовский и Лужский уезды переданы из Псковской губернии в Санкт-Петербургскую, в составе которой оставались до 1 августа 1927 года.

После отречения императора Николая II, пришедшее к власти Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божия и передало церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Возражения со стороны Поместного Собора и церковных иерархов не были приняты во внимание.

С приходом к власти большевиков стал завязываться конфликт с Церковью. Основная доля ответственности за этот конфликт лежит на новой власти, сразу провозгласившей несовместимость учения марксизма с религией.

Одним из первых документов, направленных против Церкви, стал опубликованный 20 января 1918 года приказ народного комиссариата государственного призрения А. Коллонтай «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов». Согласно приказу выдача средств прекращалась с 1 марта 1918 года. В документе содержалась оговорка, что «Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих».

20 января 1918 года принят и 23 января опубликован  декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». На долгие десятилетия этот декрет поставил церковь в бесправное положение, лишил права юридического лица, запретил церквам и монастырям владеть собственностью. В Наркомате юстиции 8 мая 1918 года создан отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от Государства, который возглавил П. А. Красиков. Новая власть рассчитывала быстро расправиться с церковью. Этому помешало, прежде всего, недовольство крестьянства. Отчуждение церковной земли оно в целом поддержало, но введение гражданской регистрации актов гражданского состояния, запрет на преподавание Закона Божия в школах вызвали негативную реакцию. Впрочем, захват и самовольное распоряжение церковным имуществом тоже было не душе многим крестьянам. Так, например, на собрании граждан Аксовского сельского общества 23 (10) июля 1918 года осуждены действия жителей деревень Барский Дубок и Давыдово, допустивших самовольный захват сенокосов, имущества и угрожавших Творожковскому монастырю разгоном. Объясняли жители это тем, что «Творожковский монастырь образцово и неутомимо обрабатывает землю собственным своим трудом, в религиозном отношении дорог нашим эстетическим чувствам, чего нарушать при лозунге «Свобода, равенство и братство» никто на это не имеет никаких прав, в политическом отношении представляющий из себя вид коммуны, нередко приносящий пользу населению в отношении приюта и богадельни.… Принимая во внимание вышеизложенное, просим Узьминский волостной Совет считаться с интересами вопиющих голосов народа и идти в разрез темным массам, преследующим интересы неосмысленной анархии…. Просим обратить также внимание и на то, что свой покос и земля у таких лиц требуют хозяина, а не лежебока-ленивца, жаждущего поживиться чужими кровными трудами». На заседании Задорьевского сельского земельного отдела Узьминской волости Гдовского уезда 25 (12) июля 1918 года отмечалось, что «граждане деревни Барский Дубок рубят и истребляют в монастырской даче молодого леса ельника от 2-4 вершков и зажигают оставшиеся там маковки от деревьев, которые были бы годны на дрова, говоря, что они рубят суки, т.е. под рожь».

10 июля 1918 года была принята первая советская Конституция, вводившая существенные ограничения прав служителей культа.

30 июля 1918 года подписан декрет СНК «О набатном звоне», согласно которому виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками, рассылкой гонцов, предавались революционному трибуналу. Попытка совершения указанных деяний наказывалась как деяние совершенное. Газета «Северная коммуна» 8 августа 1918 года опубликовала подписанное председателем СНК союза коммун северной области Г. Зиновьевым и комиссаром народного просвещения А. Луначарским постановление о ликвидации домовых церквей и часовен. Согласно этому постановлению подлежали срочной ликвидации до 10 августа  1918 года домовые церкви учебных и воспитательных заведений. Исполнение постановления возлагалось на отдел народного образования.

В 1919 году на территории уезда шли кровопролитные сражения Гражданской войны. Известно, что с Северо-Западной армией Н. Н. Юденича покинули страну  священники Гдовского уезда  Михаил Ласкеев (Пятницкая церковь) и Николай Павский (погост Щир). В 1920 году, после заключения мирного договора РСФСР с Эстонией, к этому государству отошла территория Скорятинской (с 1919 года Верхне-Наровская) волости, Ильинская церковь погоста Скамья Вяжищенской волости.

На первый взгляд, церковная жизнь в уезде была вполне благополучной, Советская власть  стремилась просто контролировать церковную жизнь в уезде, «приручить» церковь. Видимо, эта политика была продиктована с одной стороны достаточно гибким руководством уезда, с другой стороны такую политику диктовало пограничное положение уезда, были, наверное, и другие причины. В циркуляре Петроградского губисполкома всем уисполкомам от 19 января 1921 года предписывалось разрешать проведение церковно-приходских собраний при условии утверждения повестки дня уисполкомом и только в церкви, обсуждение вопросов, не включенных в утвержденную повестку дня, не допускалось. На собрании обязательно должен был присутствовать милиционер, которому предоставлялось право закрыть собрание, если он усматривал какие-либо нарушения со стороны верующих, и привлечь виновных к ответу. На заседании президиума Гдовского уисполкома 12 апреля 1922 года рассматривался вопрос о разрешении крестных ходов на Пасху. Правда, было принято довольно-таки лукавое постановление: отделу управления уисполкома предоставлено право разрешать крестные ходы под личную ответственность священника по заключению местных волисполкомов. Чтобы поставить под жесткий контроль деятельность каждой церкви, в годы Советской власти каждая церковь от имени 20 выбранных прихожан (двадцатки) заключала договор с уездным, после 1927 года районным, исполкомом.

Первый договор с так называемой «двадцаткой» церкви заключен в 1919 году. Это церковь Рождества Христова погоста Белый Бельской волости (священники Владимир Афанасьевич Сутокин, Ефрем Иванович Баянов).

В 1920 году заключены 4 договора с «двадцатками» в селах Каменно (священник Николай Иванович Новинский), Низ (священник Сергей Павлович Смирнов), Прибуж (священник Пётр Мефодиевич Недремский), Музовер (священник Порфирий Емельянович Байдала).