Содержание материала

Федорова Валентина Константиновна,
учитель истории,
средняя общеобразовательная школа
 г.Сланцы, Ленинградская обл.

Несмотря на то, что самую высокую оценку историческому творчеству Николая Ивановича Ульянова дали в разное время такие известные и авторитетные мыслители, как М.А. Алданов, В.В. Вейдле, Г.В. Вернадский, С.А. Зеньковский, М.М. Карпович, С.П. Мельгунов, В.И. Невский, Н.В. Первушин, С.Ф. Платонов, его фигура оказалась все же вне поля историографического изучения. О степени изученности творческого наследия Ульянова можно получить представление, приведя слова известного французского слависта Н. Струве, который, говоря об А.И. Солженицыне, заявил: "Увы, это не шутка, а одно из проявлений сальеризма, растерянности перед большим явлением, зависти к всемирной славе, иногда еще и личной обиды. Первым "Сальери" Солженицына был третьестепенный писатель из первой эмиграции Н. Ульянов, объявивший в печати, когда вышел "Август Четырнадцатого", что никакого писателя Солженицына в природе нет, что все книги, им подписанные, сфабрикованы на кагэбэшной писательской шарашке, поскольку очевидно, что одному человеку такой труд непосилен... К сальеризму примешивался и идеологический момент: не всех устраивали полное отрицание социалистического опыта, не от Сталина, а искони, и жгучая боль за истерзанную Россию". Хотя Ульянов являлся в действительности представителем второй эмиграционной волны, а не первой, никогда ничего подобного и не высказывал - но сама по себе данная цитата символична и характеризует общий уровень знаний о творчестве данного ученого.

Николай Иванович Ульянов родился 23 декабря 1904 г. Почти все без исключения писавшие о нем начинали с сообщения о его рождении в северной столице. Так, один из петербургских авторов, П.Н. Базанов, писал: "Николай Иванович Ульянов родился в нашем городе в семье потомственных петербуржцев" 3 . Однако на основании архивных данных удалось установить, что это не соответствует действительности. Ульянов родился в крестьянской семье в одной из глухих деревень Петербургской губ. Гдовского уезда, где и постоянно проживал до девятилетнего возраста. Ульяновы не относились к сельскому пролетариату, имели надел земли, по-видимому, не принадлежали к числу безлошадных. Но отец хозяйство забросил, его вела одна мать, сам же уехал в Петербург, где работал в качестве слесаря и водопроводчика при Александровском лицее. В 1908 г. он заболел тяжелым психическим недугом, до 1918 г. находился в психиатрической лечебнице, где и скончался. Мать после болезни мужа, не имея возможности поддерживать хозяйство, тоже перебралась в Петербург, где устроилась уборщицей в общество "Детский городок", а затем в школу. Николай Ульянов еще некоторое время оставался жить в деревне под наблюдением дяди и переехал к матери только в 1914 г. В тот же год он поступил во 2-й класс начальной городской школы, которую закончил в 1916 г. После этого, осенью 1916 г., он поступил уже в четырехгодичное народное училище, которое после Октябрьской революции было преобразовано в Трудовую школу II ступени, с добавлением двух дополнительных лет обучения.

Духовная жизнь Петрограда начала 20-х годов, возможно, по инерции, дышала еще атмосферой русского серебряного века. Ульянов пытался находиться в гуще этой жизни. Он слушал А. Блока, В. Ходасевича, М. Кузьмина, некоторых будущих эмигрантов, с кем впоследствии встретился за границей. Безусловно, эта атмосфера оказала на него громадное воздействие. Позднее редактор "Возрождения" С.С. Оболенский писал: "Вполне ясно, что Н.И. Ульянов стоит в продолжении культурного ренессанса, начавшегося в России в первую четверть нашего столетия и так трагически оборванного".

Но главным увлечением будущего историка был театр. В то время Ульянов мечтал о театральной карьере и был к тому весьма близок - он практиковался даже в Мариинском театре, учился в Институте ритма совершенного движения, а затем на Курсах мастерства сценических постановок, которые рекламировались как первые в мире режиссерские курсы. Но режиссерская карьера не состоялась. По свидетельству П. Муравьева, Ульянова оттолкнула, прежде всего, закулисная атмосфера театра.

По окончании школы в 1922 г. Ульянов поступил в Петроградский университет на общественно- педагогическое отделение факультета общественных наук, и в 1925 г. перевелся на 4-й курс Историко-архивного цикла факультета языкознания и материальной культуры. Научное руководство над его работой осуществлял С.Ф. Платонов. Ульянов был, по-видимому, последним учеником Платонова, взятый им из университета для дальнейшей учебы. Он предложил Ульянову дипломную работу на тему "Влияние иностранного капитала на колонизацию Русского Севера в ХVI-XVII вв." Сохранились оценки, данные ей Платоновым, который настаивал на ее печатном издании. В рецензии Платонов писал: "Тема понята правильно, хорошо обдумана и выполнена прекрасно. Автор обладает хорошими сведениями по экономике, широко осведомлен в литературе вопроса и непосредственно знаком с первоисточниками. Считаю работу выдающеюся". Более того, на "Неделе русских историков", организованной в Берлине в 1928 г., в докладе "Проблемы Русского Севера в новейшей историографии", он выделил данную работу Ульянова в общем ряду с трудами А.Я. Ефименко, М.М. Богословского, Б.Д. Грекова, А.А. Кизеветтера, С.В. Бахрушина, С.В. Рождественского и др., хотя она являлась всего лишь выпускным дипломом. Из других университетских преподавателей Ульянова следует выделить А.Е. Преснякова, который наряду с Платоновым рекомендовал Ульянова для дальнейшего прохождения учебы.

После окончания Ульяновым университета в 1927 г. первоначально предполагалось оставить его на кафедре. Однако уход Платонова и централизаторская политика Наркомпроса предопределили поступление в Москву в аспирантуру РАНИОН, куда Николай Иванович и был зачислен 14 октября 1927 г. после сдачи на "удовлетворительно" мало привлекавших его исторического материализма и теоретической экономики. Платонов предложил Ульянову продолжить исследования в области истории русского Севера, тема диссертации была сформулирована как "Кола и Мурманск в 17 веке" 9 . Защитить ее все же не удалось по ряду обстоятельств, о которых мы скажем ниже. То, что это не было обусловлено научными причинами, свидетельствует доклад Ульянова по данной проблематике, прочитанной в РАНИОН 7 мая 1929 г. Давая оценку ему, ведущий семинара известный историк В.И. Невский писал: "Прекрасный доклад. Обнаружил умение разбираться в большом материале, критическое к нему отношение и марксистскую методологическую установку. Будущий ученый - несомненно" 10 . В 1934 г. была напечатана работа Ульянова "Феодальная колонизация и экономика Мурманска в ХVII в.", которая, по-видимому и являлась публикацией написанного прежде труда. Об этом свидетельствуют, в частности, используемые ссылки на архивные источники как раз те же, с которыми Ульянов работал и будучи в аспирантуре (определенную помощь ему в этом оказывал ведущий семинара по эпохе торгового капитализма С.В. Бахрушин).

Ульянов отличался многосторонностью интересов и не сосредоточивался на одной диссертационной теме. Составленная им рукопись «Борис Николаевич Чичерин. Опыт классовой характеристики» погибла впоследствии при аресте историка.

В справочнике "Вся Москва" за 1930 г. была опубликована его статья "Краткая история г. Москвы". Являясь краеведческим пособием, эта работа - одна из наиболее ярких в доэмигрантский период творчества ученого. Предлагаемая в ней схема отечественной истории в основном выдержана в духе методологии М.Н. Покровского: вотчинный феодализм московских князей, торговый капитализм "в мономаховой шапке" с эпохи Грозного, с полным триумфом его при Петре I, затем - капитализм промышленный. Другая работа, написанная им еще в аспирантуре и изданная отдельной книгой - "Разинщина", которую он посвятил доказательству постулата, что в Разинщине проявилась борьба крестьянства и казачества "за свободу торговли, за выход на рынок, за развитие буржуазных отношений, за переход к высшей сельскохозяйственной технике".

В семинаре по истмату, который вел А.Д. Удальцов, Ульяновым был прочитан доклад "Маркс и Энгельс как методологи в области международной политики". В этой связи показательно, что наиболее цитированной Ульяновым в трудах, написанных им в советское время, была работа К. Маркса "Secret Diplomatic History of the Eighteenth centure", более известная теперь под названием "Разоблачение дипломатической истории ХVIII века". Архивы РАНИОН свидетельствуют, что Ульянов выступал оппонентом по докладу о "Первобытном коммунизме", разрабатывал тему историографии Великой французской революции. Небезынтересно, что сокурсником Ульянова, а весь курс составлял 19 человек, был будущий специалист в этой области А.З. Манфред.