Warning: Undefined array key 1 in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 38
Региональный центр чтения
matМалыши и математика. Домашний кружок для дошкольников / А.К. Звонкин; худож. М. Ю. Панов. – 2-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2007. – 239 с.: ил, табл., схемы, цв.ил; 25 см. – 5000 экз. – ISBN 978-5-94057-315-9 (в пер.).

В начале 1980-х годов талантливый математик и молодой отец Александр Звонкий в часы, свободные от работы, стал заниматься со своим четырехлетним сыном Димой и несколькими его ровесниками «математикой для дошкольников».

По прошествии нескольких месяцев автор решил вести дневник кружка.

Три статьи по материалам этих записей еще в середине 80-х годов были опубликованы в журнале «Знание – сила», и интерес к ним среди читателей был так велик, что ксерокопии с рукописной версии дневника стали гулять сначала по Москве, а потом и по всему миру. И вот сейчас давний «самиздат» превратился в книгу.

Главное правило у Звонкина одно: не сообщать детям «сведения» и «факты», а учить их думать. И помнить, что «дошкольная математика» – это вовсе не умение ребенка считать, а способность решать интеллектуальные задачи, такие, например, как открытие закона постоянства объектов.

Не надо пугаться умных слов; на практике, пишет Звонкий, это означает, что когда мама прячется за штору, а потом с улыбкой из-за нее выглядывает и говорит: «Ку-ку!», а потом снова прячется, и крошечный малыш всякий раз радуется ее появлению, они оба, мама и сын, заняты открытием этого самого закона (вещи не исчезают, когда мы перестаем их видеть, а остаются существовать там же, где были, – существовать без нас). То есть мама и сын заняты математикой. И такая «математика» в каком-то смысле важнее, чем умение считать: один, два, три и т. д.

А вот задачи посложнее: доказать, что мы видим глазами, а слышим ушами, но не наоборот (доказательство: если закрыть глаза, мы перестаем видеть, а если закрыть уши, перестаем слышать); доказать, что облака ближе к земле, чем солнце (доказательство: облака заслоняют солнце); доказать, что мы думаем головой, а не животом...

Даже посещение зоопарка тоже превращается в урок. Звонкий подает провокационную реплику: это не вам показывали обезьян, а вас показывали обезьянам. Следуют возражения детей: но ведь это мы на них смотрели (контраргумент: но и они на вас смотрели тоже); но ведь мы могли ходить, где хотим, а они сидели в клетке (контраргумент: вам нельзя ходить внутри клетки, а обезьянам нельзя ходить снаружи). И в результате мальчик Дима радостно восклицает: «Ведь это же мы опять математикой занимаемся!»

Читая Звонкина, испытываешь острое чувство сожаления оттого, что тебя в детстве так не учили, и острое чувство раскаяния оттого, что ты не учил так свое дитя. Обращаемся ко всем «практикующим» родителям: прочтите Звонкина, не пожалеете!