Warning: Undefined array key 1 in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 38
Региональный центр чтения

Аркадий Белкин

В 1947 году произошло совершенно невероятное в те времена событие в советской литературе. Никому доселе неизвестному автору Виктору Некрасову была присуждена Сталинская премия за повесть «В окопах Сталинграда», напечатанную за год до того в журнале «Знамя». Невероятность этого состояла в том, что в повести ни разу не упоминалось ни имя Сталина, ни коммунистическая партия. Это было тем более невероятно, что тогда же подвергся суровой партийной критике роман самого Генерального секретаря СП СССР Фадеева «Молодая гвардия»  - за то, что в нем не отражена была руководящая роль партии.

Повесть «В окопах Сталинграда», написанная участником битвы на Волге, выпускником Киевского инженерно-строительного института, бывшим полковым инженером, явилась одной из первых  книг о войне, правдиво и беспристрастно(насколько это было возможно в те годы) отразившей реалии тех событий. В 1956 году по этой повести был поставлен замечательный и тоже правдивый фильм «Солдаты», в котором играл свою первую роль периферийный артист Иннокентий Смоктуновский и с которого и началось его восхождение в искусстве.

Вслед за  этой повестью Виктор Некрасов написал повесть «В родном городе», где описывал нелегкую судьбу бывших фронтовиков. За публикацию ее в журнале «Знамя» автор был подвергнут партийной критике, а главный редактор журнала, известный писатель Всеволод Вишневский – снят с должности.

Для Виктора Некрасова основной жизненный принцип, его девиз  заключался в том, чтобы «быть самим собой, не врать, не льстить, не притворяться». И этим принципам он следовал всю свою жизнь, всегда и во всем. В начале 60-х годов Некрасов совершил поездки в Италию, Францию и Америку, впечатления от которых он описал в своих очерках и за которые подвергся  травле. В газете «Правда» появилась разгромная статья Мэлора Стуруа «Турист с тросточкой», где писатель был обвинен в «низкопоклонстве перед Западом». На встрече с творческой интеллигенцией 8 марта 1963 года Хрущев с  гневом и возмущением кричал : «Видите ли, в Америке и Италии Некрасов узрел не только трущобы и вереницы безработных в очереди за похлебкой». После этого писателя перестали печатать, в прессе появились статьи, обвинявшие его в клевете на советскую власть, его фамилия была удалена из Большой Советской Энциклопедии. «Падение Хрущева,- писал Некрасов,- кое-что изменило в моей судьбе. Оказалось, что в Америке есть что-то, что можно и похвалить. И злополучные очерки вышли отдельной книгой. На какое-то время передо мной открылся шлагбаум в литературу, пока в 69 году опять не закрылся».

В разгар дикой антисемитской кампании (особенно выраженной на Украине) писатель-интернационалист смело отстаивал насущную  необходимость   создания в Киеве, в Бабьем Яру  памятника расстрелянным там в 1941 году советским людям и, в частности, еврейскому населению города. Об этом он писал в своей статье в «Литературной газете». В 1966 году на митинге, посвященном 25 годовщине  трагедии в Бабьем Яру, Виктор Некрасов выступил с речью, в которой подчеркнул, что эта фашистская акция  началась именно с массового расстрела свыше семидесяти тысяч евреев. Нашлись люди, упрекнувшие его в том, что, дескать, не только евреи  были уничтожены на этом месте. «Это, действительно, так, - парировал Некрасов,- но только они погибли здесь лишь потому, что они – евреи». С этого момента в «компетентных органах» и было на него заведено «персональное дело», в котором значилось, что «фигурант организовал массовое сионистское сборище». Памятник погибшим в Бабьем Яру все-таки был установлен и в этом немалая заслуга писателя.

Виктор Некрасов очень любил свой родной город Киев. Он способствовал организации музея Михаила Булгакова и открытию архитектурной достопримечательности Киева – Замка Ричарда Львиное Сердце, где до этого был просто доходный дом. Некрасов яростно сопротивлялся идее возведения на Печерском холме 100-метровой статуи Родины-Матери, которая вознеслась бы своим мечом выше колокольни Печерской Лавры и тем самым нарушила бы исторический облик города. Некрасов написал свои замечательные «Городские прогулки», в   которых ярко описал свой город. При этом он довольно остро высказался по поводу деятельности советской и партийной элиты Украины.

За свои либеральные взгляды, свое вольнодумство он был исключен из партии, в которую вступил на фронте, и из членов Союза советских писателей. А в январе 1974 года на киевской квартире писателя двое суток длился обыск. Шла нескончаемая череда допросов. Гэбисты предлагали ему сотрудничество с ними. Вот как описывает сам Некрасов это событие. «17 января 74 года 9 человек, предъявив ордер со всеми подписями, провели в моей квартире обыск. К концу вторых суток они все поставили на место, но увезли с собой 7 мешков рукописей, книг, журналов, газет, писем, фотографии, пишущую машинку, магнитофон с кассетами, 2 фотоаппарата и даже 3 ножа – два охотничьих и один мамин, хирургический. В ордере на обыск было сказано, что он производится у меня, как у свидетеля по делу №62. Что это за дело и кто по нему обвиняется – тайна. В ордере была также указана его цель – «обнаружение литературы антисоветского и клеветнического содержания».  По этому же делу в тот же день были произведены обыски у пятерых моих друзей. Всех их в основном расспрашивали обо мне. После обыска 6 дней подряд меня вызывали на допрос в КГБ к следователю по  особо важным делам . Все это вынудило уставшего физически и морально писателя в том же году уехать за границу. По сути дела, это была искусно завуалированная высылка, высылка подобно изгнанию из страны Галича, Бродского, Солженицына и многих других.  «Самое антисоветское, если советское считать хорошим, - это Сталин» - сказал Виктор Некрасов перед своим отъездом одному из секретарей ЦК КП Украины. Вполне понятно, что такие люди компартии были противопоказаны. «Кому это нужно?» - под этим названием написал Некрасов перед своим отъездом  письмо-памфлет, в котором были такие строчки: «За то, что я позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии, меня решили исключить из КПСС.  С  тех  пор я как писатель, то есть как человек не только пишущий, но и печатающийся, перестал существовать. Рассыпан был набор в журнале «Новый мир», запрещено издание двухтомника моих произведений, изъяты из всех сборников   статьи о моем творчестве, выпали мои рассказы из юбилейных сборников о войне, прекращено производство кинофильма по моему сценарию».   
Так безжалостно и жестоко расправлялась коммунистическая партия Советского Союза с талантливыми людьми, не желавшими мириться с ее  беcпределом.

 

Режим доступа: http://www.stihi.ru/2011/05/07/1383