Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 73

Warning: Array to string conversion in /var/ftp/biblio/plugins/system/joomla_redirect/joomla_redirect.php on line 87
Региональный центр чтения
1187786620_janka_kupala

7 июля - 130 лет со дня рождения белорусского поэта Янки Купалы (настоящее имя – Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942)

Янка Купала — белорусский поэт, драматург, публицист. Классик белорусской литературы. Народный поэт БССР (1925). Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 7 июля 1882 году в деревне Вязынка под Минском.

Первые произведения Купалы — несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903—1904 годах в журнале «Ziarno» под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке — «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». В 1906—1907 годах написаны поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем», С 1907 года Луцевич-Купала уже не только печатался в газете «Наша Нива», но и стал её редактором. Основной костяк журнала и белорусской литературы в целом, получивший название «нашенивцы» составили тогда Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Алесь Гарун. Молодые писатели стали основоположниками новой белорусской литературы, впитавшей лиризм и напевность народной песни, достижения русской художественной культуры. Поэма Купалы «На Деды» из книги «Шляхам жыцця», выпущенной в Петербурге издательством «Загляне сонца i у наша аконца» в 1913 году, стала настоящим манифестом «нашенивцев».

Янка Купала первым переложил на белорусский язык «Слово о полку Игореве», используя это произведение для призыва к единению славянских народов. Им были переведены на белорусский язык «Медный всадник» Пушкина, произведения Шевченко, Мицкевича, Некрасова, Кольцова, Крылова. Как поэт, получивший всероссийскую известность еще до 1917 года, Купала стал «выигрышной картой» советской пропаганды, «белорусским Горьким».

28 июня 1942 года Янка Купала, остановившийся в гостинице «Москва», неожиданно, странно и загадочно погибает. Поэт сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами гостиницы, смерть была мгновенной. Свидетелей этого происшествия нет. До сих пор тайна его гибели не раскрыта.

 

1

23 июля - 220 лет со дня рождения русского поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878)

Петр Андреевич Вяземский — русский поэт, литературный критик. Член Российской академии (1839).

Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII веков, он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 1820-х гг. защитником романтизма.

В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных ретроградов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская поэзия. В печати же он дебютировал стихотворным «Посланием Жуковскому в деревню» и критическими статьями (1808).

Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» (1818), и «Негодование» (1820). Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлой меланхолии и пессимизме автора. Своё полемическое дарование Вяземский развернул на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешёл в 1830 в «Литературную газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, Вяземский попробовал свои силы в серьёзной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине. После смерти Пушкина Вяземский почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости Вяземский пытался иногда выступать с ярыми патриотическими статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще уходил от неприятной современности к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX веков, а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвящённых наиболее дорогим для него умершим людям.

 

Duma-papa

24 июля - 210 лет со дня рождения французского писателя Александра Дюма (Дюма-отец) (1802-1870)

Александр Дюма — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации. Успех Дюма принесла постановка его пьесы "Генрих III и его двор" (1829) — одной из первых французских романтических драм. Наиболее известные пьесы Дюма — "Антони" (1831), "Нельская башня" (1832), "Кин" (1836). Его драматургия — значительное явление в истории романтического театра.

В 1835 опубликовал первый исторический роман "Изабелла Баварская". В 40-х гг. в парижских газетах один за другим появляются историко-авантюрные романы Дюма: трилогия "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя", "Виконт де Бражелон", связанная общностью главных героев; "Королева Марго", "Госпожа Монсоро", "Сорок пять"— трилогия о Генрихе Наваррском. Увлекателен приключенческий роман из современной Дюма жизни — "Граф Монте-Кристо". Литературная продукция Дюма громадна: кроме романов и пьес, им написаны воспоминания, путевые очерки, из которых выделяется описание поездки в Россию в 1858 ("Из Парижа в Астрахань"), изобилующее ошибками, но проникнутое симпатией к ней. Дюма пользовался помощью многочисленных сотрудников, но решающая роль в создании наиболее выдающихся произведений бесспорно принадлежала ему самому. Лучшим романам Д. присущи увлекательное, стремительно развивающееся действие, жизнерадостность, активное отношение к жизни; его герои, полные энергии, смелости, изобретательности, преодолевают всевозможные препятствия. Это создало исключительную популярность его творчеству. Последние произведения Дюма проникнуты пессимизмом, мрачным фатализмом, неверием в силу человеческого разума.