В народных пословицах вообще есть удивительные откровения о смерти:
Умереть сегодня — страшно, а когда-нибудь — ничего.
Выходит вроде бы, что не стоит думать о смертном конце, ибо ведь он настанет «когда-нибудь», и зачем страшиться его заранее, даже и не зная о его сроке?
Но вот другая пословица:
Жить надейся, а умирать готовься!
И ещё одна:
Смерти бояться — на свете не жить.
А это означает, что, не преодолев в себе — пусть хотя бы в определённой степени — эту боязнь, этот страх, нельзя полноценно жить: ведь смерть, в принципе, может настичь человека в любой день и час — «сегодня», — и от глубинного страха перед ней едва ли способно спасти то «непризнание» самому себе в мыслях о ней, которое советовал соблюдать Ларошфуко; впрочем, и постоянное «Memento mori» приемлемо только для бытия монаха-затворника.
Чтобы завершить разговор о двух французах-современниках, герцоге Ларошфуко и аббате Ранее, упомяну об их русском современнике — воистину великом художнике слова и великом религиозном деятеле — протопопе Аввакуме (1621-1682). Предлагаемое далее собрание русских поэтических творений о смерти открывается его творением, и в них воплощено истинное понимание жизни и смерти, а также бессмертия.
В данном случае речь идёт, вполне понятно, о религиозном понимании бессмертия человека; но есть и «мирское» бессмертие, над которым не властно время. Так, в памяти любого грамотного человека и сегодня, в сущности, жив молодой спартанский царь Леонид, который в 480 году до Рождества Христова, то есть почти два с половиной тысячелетия назад, геройски погиб вместе с тремястами своими воинами в Фермопильском ущелье, сражаясь с вторгшимися в Элладу громадными полчищами персидского царя Ксеркса.
Вспомним и о том, что Пушкин не с тщеславием, а с великолепной уверенностью написал незадолго до своей гибели:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья избежит...
Впрочем, о бессмертии мы ещё будем говорить.
Таково начало предисловия к предлагаемой книге. Оно займёт 1,5-2 авторских листа. Собрание стихотворений русских поэтов XVII-XX вв. — 15-20 авт. листов (то есть 10-14 тысяч стихотворных строк), примечания — 1-1,5 авт. листа.
2 июля 2000 г.
Публикация Е.В.Ермиловой и И.В.Колодяжного
Источник: Аврора 2010 №2