Главная
Научная январиада: о понятии стыда для японцев

В Японии  религиозные ценности стали довольно сильно уходить в прошлое где-то с 17 века. Вместо этого господствует конфуцианская система отношений между людьми, внутри государства и внутри общества. Конфуцианство считает религию предрассудком. Функция «божественного контроля» в то время постепенно уменьшается. Что движет человеком в этой конфуцианской системе ценностей? Стыд. Стыд  перед своей семьей, перед односельчанами, перед соседями, просто перед другими людьми. Если они узнают, что ты совершил что-то нехорошее, а они непременно узнают, то ты буквально «сгоришь со стыда». Так что лучше и спокойнее плохого не творить. И оказывается, что такой способ организации общества и менталитета оказывается более эффективным. Очень хорошо это было видно на примере ужасного землетрясения и цунами в Фукусиме в 2011 году. Все американские, европейские и наши журналисты задавались вопросом: «Почему нет мародерства?» Это реально удивляло западных людей, потому что не вписывалось в их картину мира. Если нет контроля со стороны полиции, то мародерство должно быть. А если этого нет, значит, с этими людьми что-то не так. Но мародерства в Японии не было и воровства не было. А это свидетельствует о том, что какие-то чрезвычайно важные ментальные вещи в Японии все равно остались. Воровать было нехорошо и сто лет назад, и двести, и сейчас тоже. Воровать нигде не хорошо, и христианство это запрещает, но оказывается, что Западу не удалось это сохранить, а Японии удалось.

 

Василиса Владимирова

Региональный центр чтения

 

Новости

Региональный центр чтения предлагает Вашему внимаю подборку увлекательных и разнообразных книг для чтения этой осенью:


"Цветы для Элджернона" Дэниел Киз


"Цветы для Элджернона" Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. Это единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом. Тридцатитрехлетний Чарли Гордон - умственно отсталый. При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным... Эта фантастическая история обладает поразительной психологической силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами нравственности: имеем ли мы право ставить друг над другом эксперименты, к каким результатам это может привести и какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы стать "самым умным"? А одиноким? На вопросы, которые поднимали еще М.Булгаков в "Собачьем сердце" и Дж.Лондон в "Мартине Идене", Дэниел Киз дает свой однозначный ответ.

Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер