Главная
Побеждает тот, кто хочет выиграть!

Лауреатом гуманитарных наук литературной премии «Просветитель» в 2012 году стал доктор исторических наук, профессор института восточных культур и античности РГГУ Александр Мещеряков с книгой «Император Мэйдзи и его Япония».kniga__

 

Вот как Александр Мещеряков рассказывает о своем выборе профессии:

Технические дисциплины в школе меня не интересовали. Я считал, что хорошо пишу сочинения, и больше всего меня интересовала литература. Оканчивая школу в советское время, где ты можешь заниматься литературой? Creative writing не существовало. Существовал факультет журналистики, и у меня была идея туда поступать. Но мой дядя – китаист — сказал мне: «Зачем ты пойдешь на журналистику? Образование там отвратительное, ничему ты там не научишься. И, во-вторых, представь себе: окончил ты университет, и вот тебе ужасно повезло, и попал ты в газету «Правда». И что? Ты там правду напишешь? Нет, никто тебе этого не позволит. Иди-ка ты в ИВЯ – Институт восточных языков при МГУ - выучи какой-нибудь восточный язык и без хлеба не останешься. А захочешь быть журналистом — ничто тебе не помешает». Это был, конечно, очень умный совет, потом я много раз благодарил своего дядю за это.Перед поступлением я колебался, какой страной мне заняться — Японией или Китаем. Но тогда Япония была на подъеме, обсуждали «японское экономическое чудо»: страна, которая была достаточно мало известна в СССР, азиатская страна, и вдруг – такой экономический рывок. Вот я и выбрал Японию.

Период, про который пишет А.Мещеряков, - период Мэйдзи (1867-1912) – очень важен для японской истории, потому что именно в это время происходит переход от средневекового к современному обществу. Причём это происходит по историческим меркам мгновенно.  Автора интересует, каким образом это могло быть достигнуто и какие чувства испытывали люди, которые жили в это сложное время. Переход от Средневековья к Новому времени в крайне короткий период – это ломка натур и характеров, переход от одних установок к другим.

До правления императора Мэйдзи Япония представляла собой конгломерат отдельных княжеств, которых было около 300, не было единой денежной системы, не существовало и общенациональной армии.  Мэйдзи переводят как «просвещённое правление»- он управляет (дзи), повернувшись к свету (мэй).

В прошлом император не был главнокомандующим. В императорский дворец вообще было запрещено проносить оружие, но из Мэйдзи сделали главнокомандующего, под него приняли конституцию, согласно которой он управлял всем, включая армию. Мэйдзи был воспитан вполне традиционно, но вынужден был вести себя на западный манер. Он переходит на европейскую одежду, и это знак всем, что надо её носить. Он начинает употреблять мясо (до это японцы мяса не ели) и пить молоко. Это тоже знак: позволено и рекомендуемо. Мэйдзи начинает и конные прогулки, поскольку это было  важно для организации современной армии с её непременной тогда кавалерией. До этого император никогда не садился на лошадь.

Япония – это страна, которая производила тотальные заимствования иноземной культуры, но, несмотря на это, японцам удалось сохранить свою самобытность.

 

В период Мэйдзи Япония смотрит на Запад. Она стремится к расширению своих территорий, потому что главным признаком мировой державы было наличие колоний,  поэтому начинаются бесконечные войны.  Япония стала мировой державой, прежде всего, экономической. Главное, что у японцев было желание стать ею. А побеждает тот, кто хочет выиграть!

Василиса Владимирова

Региональный центр чтения

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер