Новых созвучий ищу на страницах

Старых испытанных книг… А.Блок

Накануне просветительской литературно-художественной программы «Ступени Достоевского» продолжаем разговор о писателе, представляя труды, посвящённые его жизни и творчеству: Юрий Карякин «Достоевский и Апокалипсис». Обращаю внимание читателей: фонд библиотеки располагает литературоведением классических и современных, отечественных и зарубежных исследователей Достоевского.

В сопоставлении двух важных романов русской литературы «Войны и мира» и «Бесов» важным оказывается такое понятие, как контрапункт. В тексте две контрапунктные темы усиливают звучание друг друга, выкристаллизовывая идею и смысл. Литературовед Юрий Карякин акцентирует внимание на необходимости сравнения некоторых фактов из произведений. И даёт подробный анализ по топонимике, персонажам, социально-нравственной проблематике. Сравнительная теза даёт возможность сориентироваться в бытовой, социальной культуре XIX века. Эссе Карякина «Контрапункт» из его книги «Достоевский и Апокалипсис» распознаёт причинно-следственную связь всех искусств: литература – живопись – театр - архитектура.

Так рождается эстетическое восприятие объекта и образное мышление. А отсюда возникают художественные параллели: Франсиско Гойя – Федор Достоевский – Шарль Бодлер и – соответственно – «Капричос» – «Бесы» - «Цветы зла». И это всё – разные страны и разные эпохи. Но открылись «поистине ядерные силы человеческой души, взорвали их, и взрыв этот оказался такой силы, что он может потрясти человечество и сегодня» (Ю. Карякин).

В симфонии Достоевский- Святое Писание контрапункты и параллели явили бессмертие текста, тип человека, заявленного в культурологии, как менталитет русского народа.

Карякин: «…контрапункт заключает в себе высшее примирение перед лицом жизни и смерти. А потому контрапункт и есть как бы «модель», образ умирения, умиротворения, облагораживания человеческих страстей, или – образ идеала самого человеческого бытия, где разные не убивают, не унижают друг друга из-за своей ревности, а ищут её и радуются ей».

Своими «Бесами» Достоевский предостерегал Россию от страшного пути, он запараллелил историю на целое столетие; даже своей смертью сумел объединить всех враждующих, - политические партии хоронили его как своего, склонив над гробом знамена. Россия выбрала свой путь…

Нина Яковлева