Главная Non-fiction, как он есть… в нашем городе
Non-fiction, как он есть… в нашем городе
30.11.2012 12:00

Non-ficnion1Non-ficnion_Владимир ВейдлеСледует  миллионы учить понимать Пушкина, а не Пушкина определять на службу миллионов.

Месяц интеллектуальной литературы в нашем городе! Надежды были большие.

К акции привлекались СМИ, потенциальные читатели, избранная аудитория, целевые сегменты. Читаем ли мы умные книги? Понимаем ли что такое литература non-fiction? Если брать общий процент, то лишь только 20% могут грамотно ответить на вопрос о литературе non-fiction. «Умными» книгами были названы сказки (от народных до сказок Александра Пушкина), произведения «махрового» соцреализма: Петр Проскурин, Михаил Шолохов («Судьба человека»), Галина Николаева («Битва в пути»), Юрий Герман «Дорогой мой человек» - такие ответы дали  65% опрашиваемых, причем, это были читатели старше  60 лет, которые «умными» называли все, что для них «жизненно». Остальной процент от целого представлял собой mixs в абсолюте: журнал «Наука и жизнь», «Книга о вкусной и здоровой жизни», «100 биографий», «Как сделать свой сайт», «1000 полезных советов», «Занимательная история». Опрашивались  потенциальные читатели, постоянные пользователи библиотеки, частые посетители отдела «Абонемент», которые берут по семь книг каждое посещение. Этот большой контингент читателей находит для себя очень важным поход в библиотеку, общение с обычной бумажной книгой. Для них наша информация о литературе non-fiction настоящее открытие. Они узнают, что существуют биографии писателей, художников, актеров, музыкантов, ученых, которые занимают достойное место  на полке «умных» книг. Есть книги-биографии, отличающиеся исключительной индивидуальностью, герои представлены в объективно меняющемся времени. Читая дневники, мемуары, оцениваешь частную жизнь, через отдельные личности понимаешь историю. Статусы «избранная аудитория» и «целевые сегменты»  включают в себя  филологов, преподавателей естественных наук. Они считают необходимым развитие интеллектуальной литературы, видя в ней высокую просветительскую культуру. Репрезентативный подход обозначил круг заданных тем. На обсуждение была предложена литература:

Берберова Н. Курсив мой

Бродский И. Меньше, чем единица

Бунин И. Окаянные дни

Ходасевич В. Некрополь

Шкловский В. Сентиментальное путешествие

Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой

Лунгина Л. Подстрочник

Мандельштам Н. Вторая книга

Гаспаров М. Записи и выписки

Сурдин В. Путешествия к Луне

Марков А. Эволюция человека

Успенский В. Апология математики

Сараскина Л. Федор Достоевский (ЖЗЛ)

Рейфилд  Д. Жизнь Антона Чехова

К слову сказать, аудитория выдвинула свою кандидатуру – О. Кучкина. Зинаида Райх. Рок - (мы будем о ней говорить впоследствии, когда книга придет в библиотеку). Из тех, кто книгу прочитал – а это 9% от общих 100% – книга получила  высшие 5 баллов.

Филологи абсолютное преимущество отдают:

М. Гаспаров. Записи и выписки и  И. Бродский. Меньше, чем единица - это 35%; неизбывным интересом пользуется литература, где документалистика  рождает художественный эффект, -

Л. Лунгина. Подстрочник – 20%,

Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой – 15%,

Н. Мандельштам Вторая книга - 13%,

Л. Сараскина Федор Достоевский - 10%,

Д. Рейфилд  Жизнь Антона Чехова – 7%.

Педагоги-филологи считают эти книги не только прекрасным чтением, но и «методическим пособием» в подготовке к лекциям. Особый разговор Non-ficnion2вызвала книга  Д. Рейфилда  Жизнь Антона Чехова. Книга 2007 года выпуска до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Так о писателе еще не говорили, - советско-российский читатель привык к глянцевому Антону Павловичу – пенсне, трость, жена актриса – только творчество и стойкое преодоление физического недуга. А здесь – хроническая жизненная неустроенность, страстные увлечения, вечный поиск денег на свою большую семью…

Преподаватели естественных наук в лидеры выдвигают книгу лауреата премии «Просветитель» -  А. Марков. Эволюция человека  - 52%;

В. Сурдин. Путешествия к Луне – 30%;

В. Успенский. Апология математики – 18%.

Мы рекомендуем вам придти в библиотеку и взять книгу, хотя бы одну из тех, о которых сегодня говорим.

Культура общения, необходимость образовываться закладывается с детства. Писателей рождает детство. Михаил Шишкин: - Мне кажется, что schischkinписателем можно захотеть стать только в неосознанном состоянии - в детстве. ... детское одиночество, отсутствие друзей при обилии книг. И тогда ребенок-писатель начинает придумывать и записывать какую-то другую реальность, не имеющую отношения к той скуке, которая его окружает. А потом понимаешь, что безнадежно втянулся, что это уже болезнь, пусть и "здоровая", но это зависимость до самой смерти, если хотите, некое сумасшествие. И пока ты лично в единственном числе считаешь себя писателем, это еще ничего, а вот когда так начинают думать другие, ты победил.

Мы понимаем, каждый  человек уникален сам по себе со своими талантами и пороками, из чего и складывается личность. Когда личность пишет о личностях рождается литература. Но стучат чеховские молоточки Михаила Шишкина:  писатель это не только умение складывать слова в предложения, так же,  как  и в поэзии мало обладать лишь навыками стихосложения.

Научатся ли миллионы понимать Пушкина? Наша аудитория показала, что она не готова, - толпа скорее поэта поставит себе на службу, чем научится читать литературу.

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

 

 

 

 

 

 

Новости

До нутра пронизан утренней прохладой город многолицый,
мускулы напружил и помчался резво настигать добычу —
из кромешной лета дымовой завесы выступила осень,
подошла вплотную и явила то, что прежде было скрыто.
Анна Золотарёва

С 1 по 4 октября в Пскове работал федеральный проект «Большое чтение». Писательский десант – Анна Золотарёва, Михаил Бутов, Илья Бояшов, Игорь Малышев – беседовали с читателями разных возрастных категорий, проводили своеобразные мастер-классы. Тайна писательского творчества заключается в непрекращающемся синтезе ремесленной работы и живого общения с людьми. Топография псковского «Большого чтения» это Пушкинские Горы, Остров, Печоры, Изборск; колледж искусств им. Римского-Корсакова, факультет русской филологии и иностранных языков ПсковГУ, творческая мастерская в ЦБС.

Помимо выраженной просветительской направленности проект патронирует национальную литературную премию «Большая книга» (на наших страницах объёмно представлена информация о премии, её задачах, лауреатах). Игорь Малышев – финалист «Большой книги»-2017 с романом «Номах». Это художественное осмысление гражданской войны, начавшейся после революционной катастрофы 1917 года, прототип главного героя – Нестор Махно. На встречах Малышеву задавали вопросы о создании романа, о выборе героя, об опасности противостояния в обществе. В разговор вступали писатели, и развивался перекрёстный диалог, важный своей заинтересованностью для всех сторон.

Илья Бояшов – человек счастливой писательской судьбы. И пишет и говорит захватывающе увлекательно; в придуманные сюжеты вкладывает смыслы обретения, а в жизненно-правдивые – логику, искренность.

Совершенно особое впечатление осталось от читательского сообщества библиотек в городах Остров и Печоры. Сердечная любовь к литературе, отношение к писателю, как «властителю дум», оставляет надежду, что Россия жива провинцией, - народ малых городов помнит свою историю, бережёт культуру, традиции, семейные ценности.

В молодёжных аудиториях университета, колледжа, библиотеки Пушкинских Гор вопросы «летели» стремительно: от «Зачем стали писать»? до «В чём же смысл бытия»?

Михаил Бутов говорит о творчестве, как о странице жизни, и трудной и счастливой… Легко разговаривает с людьми, терпеливо разъясняя литературные ситуации, обременённые проблемами. Бутов – тот, кто сам впрягается в телегу, когда надо подниматься в гору.

Для Анны Золотарёвой стихи – это её жизнь. Читая с листа, ревностно оберегает их, будто ребёнка заслоняя от лишних глаз. А они так прекрасно звучат, - ритм, образы послушны голосу поэта!

«Большое чтение» представляли писатели, созвучные времени, отвечающие своему великому предназначению. Они из тех, кто всегда помнит слова Антона Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Слушая диалоги писателя-читателя, я осознавала насколько велико значение слова. Николай Гумилёв, уже после революционной катастрофы 17-го года, сказал в одной из своих лекций: «Вначале было Слово; из Слова возникли мысли, слова, уже не похожие на Слово, но имеющие источником Его, и все кончится Словом — все исчезнет, останется одно Оно».

Останется Слово - Начало начал. Осознание себя как личности, осознание собственного творческого предназначения делает из художника властителя дум.

Анна Золотарёва:

То, что плоть сминает, что скудит рассудок, речь твою граничит,

не способно духа вещества живого тлением коснуться.

О грядущем думать даже не пытайся, а когда раздастся:

Ты уже готова к осени конечной? — отвечай не медля!

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер