Главная
Памяти писателя

strugackstrugack1Не стало одного из символов советской эпохи  -  19 ноября умер Борис Стругацкий.

После смерти своего брата Аркадия, Борис Натанович с 1991 г. писал под псевдонимом С. Витицкий.

Наверное, каждый писатель мечтает о славе, а еще лучше, славе прижизненной. Думаю, Аркадий и Борис Стругацкие выпили чашу жизненной славы сполна. Если бы в их творческой жизни случился лишь только «Пикник на обочине», - лавры успеха остались бы их творческой дорогой. strugack2Повесть «Пикник на обочине» написана в 1971 году, опубликована в 1972. С научных высот, со сложных терминологий жанр фантастики вдруг обрел сугубо бытовые формы, облаченные философским, психологическим смыслом. Любое интересное – это, прежде всего, неизвестное; интересное – это категория естественная, органичная для художественной литературы. Подлинная литература всегда интересна  читателю, - в силу новизны и оригинальности задуманного и воплощенного. «Пикник на обочине» соответствует не только глубинным законам литературы художественно-фантастической, но литературы, художественно рассчитанной на активное эстетическое и этическое воздействие на читателя. В литературоведческом словаре «фантастика» характеризуется как «… мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни». В повести происходит множество невероятных событий, которым дается достоверно-вероятное объяснение. Расширяется наш диапазон представлений о невозможной сложности Большой Вселенной, где на крохотном пятачке затерялась наша планета Земля, с людьми, человеческими судьбами, страданиями. Зона – территория, на которой остались следы посещения внеземной цивилизации, - стала одной из мифологем современной литературы. Образ разведчика Зоны – «сталкера» Рэдрика Шухарта послужил основой для создания киносценария «Машина желаний» (в 1979 году strugack3режиссер Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер» по 9 варианту сценария).

У героя повести Рэдрика Шухарта опасная профессия, он – сталкер, разведчик зоны, отчаянный парень, который с риском для жизни проникает в Зону и выносит оттуда все найденные там диковины. Но повествование уплотняется и закручивается, потому что Шухарт легально ведет в зону научного сотрудника своего института Кирилла. Отправляясь в смертельно опасное путешествие в Зону для встречи с Золотым Шаром, который, по слухам, способен исполнять желания людей, Рэд переживает внутренний катарсис, преодолевает ступени к основным гуманно-нравственным позициям человечества. «И, добравшись, наконец, до Шара, растерявшись … он твердит, как молитву: «…Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо… Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! … я ничего не могу придумать, кроме этих слов: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» К повести предпослан эпиграф из Уоррена: «Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Но, видимо, еще слишком мало добрых человеческих рук, чтобы растопить глыбы  людского зла. Со дня написания книги, с момента выхода «Сталкера» Андрея Тарковского прошел ничтожный временной исторический период, а «мертвые» зоны стали ошеломляюще действительны.

Есть город, на реке стоит,

Но рыбы нет в реке,

И нищий дремлет на мосту

С тарелочкой в руке.       Арсений Тарковский

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

XV Международный книжный форум «Русский Запад» открылся! И одна из важных составляющих форума – встреча с писателем.

В этом году из Екатеринбурга приехала Анна Матвеева, автор знаменитого романа «Перевал Дятлова, или Тайна девяти». Дмитрий Быков назвал книгу «лучшей вещью в русской литературе 2001 г.». С тех пор роман выдержал уже несколько изданий, переведён на французский язык, и по-прежнему остаётся востребованным. «Перевал Дятлова» написан на подлинных документах, но с художественной фабулой, - и это проецируется в настоящее время, делая тему до боли живой и современной. Метафоричный эпиграф к роману - «Говорящий не знает, знающий не говорит» - раскрывает всю трагедию факта.

Характерный жанр в творчестве Анны Матвеевой – рассказ. В короткой текстовой дистанции писатель излагает человеческую судьбу, уместившуюся в земную жизнь. В номинации «приз читательских симпатий» «Большой книги» - 2015 г. читатели выбрали книгу рассказов «Девять девяностых». Сама писатель предпочитает свои «сборники» называть «циклами», они составляются из девяти текстов, подчёркивая циклическую особенность. Её любимое число – 9, но этот факт никак не связывается ни с нумерологией, ни с мистикой.

За рассказ «Остров Святой Елены» в 2004 г. писатель получает Международную литературную премию La Stellato (Италия). Мягко улыбаясь, Анна Александровна говорит: «Да-да, я – бонапартистка». А как эти слова могут быть связаны с рассказом, вы сможете понять, только по прочтении.

«Завистливое чувство Веры Стениной» - шорт-лист литературной премии «Большая книга» - 2017. Этот роман писатель называет важным этапом своей творческой деятельности. Из интервью: «…нужно как можно больше писать о чувствах. Чувства мы испытываем одни и те же, но мы завидуем разным вещам».

В рамках форума Анна Матвеева провела литературные встречи с читателями, это был удивительно искренний контакт с аудиторией разных возрастов, а студенческая молодежь с её беспечно-наивными вопросами вызвала откровенный восторг писателя.

«Русский Запад» продолжает свою работу.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер