Главная Памяти писателя
Памяти писателя
20.11.2012 09:18

strugackstrugack1Не стало одного из символов советской эпохи  -  19 ноября умер Борис Стругацкий.

После смерти своего брата Аркадия, Борис Натанович с 1991 г. писал под псевдонимом С. Витицкий.

Наверное, каждый писатель мечтает о славе, а еще лучше, славе прижизненной. Думаю, Аркадий и Борис Стругацкие выпили чашу жизненной славы сполна. Если бы в их творческой жизни случился лишь только «Пикник на обочине», - лавры успеха остались бы их творческой дорогой. strugack2Повесть «Пикник на обочине» написана в 1971 году, опубликована в 1972. С научных высот, со сложных терминологий жанр фантастики вдруг обрел сугубо бытовые формы, облаченные философским, психологическим смыслом. Любое интересное – это, прежде всего, неизвестное; интересное – это категория естественная, органичная для художественной литературы. Подлинная литература всегда интересна  читателю, - в силу новизны и оригинальности задуманного и воплощенного. «Пикник на обочине» соответствует не только глубинным законам литературы художественно-фантастической, но литературы, художественно рассчитанной на активное эстетическое и этическое воздействие на читателя. В литературоведческом словаре «фантастика» характеризуется как «… мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни». В повести происходит множество невероятных событий, которым дается достоверно-вероятное объяснение. Расширяется наш диапазон представлений о невозможной сложности Большой Вселенной, где на крохотном пятачке затерялась наша планета Земля, с людьми, человеческими судьбами, страданиями. Зона – территория, на которой остались следы посещения внеземной цивилизации, - стала одной из мифологем современной литературы. Образ разведчика Зоны – «сталкера» Рэдрика Шухарта послужил основой для создания киносценария «Машина желаний» (в 1979 году strugack3режиссер Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер» по 9 варианту сценария).

У героя повести Рэдрика Шухарта опасная профессия, он – сталкер, разведчик зоны, отчаянный парень, который с риском для жизни проникает в Зону и выносит оттуда все найденные там диковины. Но повествование уплотняется и закручивается, потому что Шухарт легально ведет в зону научного сотрудника своего института Кирилла. Отправляясь в смертельно опасное путешествие в Зону для встречи с Золотым Шаром, который, по слухам, способен исполнять желания людей, Рэд переживает внутренний катарсис, преодолевает ступени к основным гуманно-нравственным позициям человечества. «И, добравшись, наконец, до Шара, растерявшись … он твердит, как молитву: «…Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо… Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! … я ничего не могу придумать, кроме этих слов: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» К повести предпослан эпиграф из Уоррена: «Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». Но, видимо, еще слишком мало добрых человеческих рук, чтобы растопить глыбы  людского зла. Со дня написания книги, с момента выхода «Сталкера» Андрея Тарковского прошел ничтожный временной исторический период, а «мертвые» зоны стали ошеломляюще действительны.

Есть город, на реке стоит,

Но рыбы нет в реке,

И нищий дремлет на мосту

С тарелочкой в руке.       Арсений Тарковский

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер