Главная
Открываем литературу non-ficnion

nonfictionЛитература  non-fiction, о которой так много говорим последнее время, уверенно раздвигает горизонты знаний и просвещения!

Сними Книгу с полки, познай непреходящие ценности!

Понятие литературы non-fiction - западное культурное явление, его  зарождение - это конец 50-х.

Считается, что одной из первых книг non-fiction была книга Трумэна Капоте «Хладнокровное убийство». Автор  рассказал историю жестокого убийства, совершенного на ферме. На эту книгу потратил много лет, тщательно выясняя все подробности.  Писатель в предисловии к capoteсвоему труду:      Весь материал книги, кроме того, который является плодом моих личных наблюдений или взят из официальных документов и интервью с людьми, непосредственно причастными к событиям, по большей части – результат многочисленных расспросов, которые я производил в течение долгого времени.

capote1Книга более всего отвечает жанру романа, Капоте написал живой реалистичный рассказ страшного преступления, сумев избежать тривиальных детективных приемов.

Как «синтез художественной литературы и журналистики» расценила литературная критика этот роман-репортаж. При чтении ощущаешь себя в своеобразном пространстве 3D – ты ходишь по тропинкам ногами преступников, твои пальцы касаются подушки, на которой лежали несчастные жертвы… Но почему так горько жаль этих убийц? Почему ты не можешь стать ни прокурором, ни адвокатом? Почему так хочется отодвинуть от них Перекладину, как называют виселицу?

60-е и 70-е годы были отмечены экспериментами с формой. В 70-е годы появилась новая журналистика, где были приемы, ранее vylfиспользованные только в художественной прозе. Одним из пионеров новой журналистики был писатель Томас Вулф. Его известная vylf1книга "Электропрохладительный кислотный тест». Это сомнительный исследовательский опыт совместно с писателем Кен Кизи, - с группой хиппи они мотались по Америке, изучая способы существования наркоманов. А уже в зрелые годы написал целую сагу о нравах в студенческой среде. «Конфетнораскрашенная vylf2апельсиннолепестковая обтекаемая малютка» явила собой старт новой журналистики. Книга стала бестселлером и утвердила Вулфа в роли главного экспериментатора от литературы в жанре документальной прозы, писателя стали воспринимать  не иначе как «мастер». «Основной идеей данного направления писатель видел построение документального описания человека или группы после интенсивного наблюдения и глубокой беседы с использованием литературных приёмов и техник писателей-реалистов, смешанных с реконструкцией драматических сцен». (http://www.people.su/24756 ) Том Вулф уже тогда, в 60-е, говорил о молодежной субкультуре не только как журналист, но как документалист-исследователь. В этом эссе обозначил автострасть молодежи, их тягу к бесшабашным гонкам, как к образу жизни.

Кстати, это о молодежи, о наших бесконечных претензиях - она другая, она другая с каждым новым поколением.

В научной литературе non-fiction считается сравнительно новым явлением. В какой-то степени пытается отвоевывать позиции у художественной литературы.

В Советском Союзе такого понятия не было, потому что литература была достаточно изолирована от остального мира. Появлялись книги мемуарного плана, часто военные, когда журналист приходил к какому-то фронтовику и записывал его воспоминания. Но эти книги были мало популярны.

Ситуация стала меняться в 90-е годы, когда появилась переводная литература.

К сожалению, сейчас еще мало отечественной литературы non-fiction , которая отвечала бы профессиональным требованиям. Во многом она отдает «желтизной» (быстро рассказать какое-то скандальное происшествие, убийство).

Имеет ли право автор такой литературы что-то додумывать от себя? Это уже на совести конкретного писателя.

Литература non-fiction это прежде всего знание; читая эти книги, мы хотим узнать нечто новое. Non-fiction как инстинкт, который заставляет человека все время что-то искать, не проводить праздно время.  Непридуманная литература придумывает коммуникативные ходы к читателю. Подчас именно эта литература оказывается ярче и драматичнее, чем любой остросюжетный роман.

Часто  авторы и издатели откровенно считают, что чтение таких текстов тяжелый труд, и все финансовые затраты  сомнительны. Действительно, чтение  non-fiction это работа, но работа на образование, которое и затратное и трудное. Отсутствие или падение спроса non-fiction означает, что в России истина не важна, обесценивается ценность знания.

Об этом необходимо заявлять на высоком уровне.

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

 

Новости

БиблиоТеатр «Прямая Речь» приглашает на очередную беседу из цикла «Театральная энциклопедия». Тема – «Становление режиссёрского театра в России». Участвует засл.арт. РФ Виктор Яковлев.

Пожалуй, сегодня нам трудно представить современный театр без режиссёра. Задача режиссёра – сделать написанный текст визуальным рядом. Объяснение примитивное, но верное, как первобытный человек. Но только талант, индивидуальность режиссёра способны сделать визуальный ряд художественным событием.

22 июня 1897 года в два часа дня в московском ресторане «Славянский базар» началась одна знаменательная встреча.

Встретились два человека, и разговаривали 18 часов. Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (по сцене — Станиславский).

Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» в главе «Знаменитая встреча» вспоминает:

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским Базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников».

А в 1898 г. откроется Московский Художественный общедоступный театр, и начнётся эпоха режиссёрского театра в России. Станиславский и Немирович-Данченко дадут плеяду режиссёров, чьи имена станут символом российского театра.

Спустя годы, будучи в эмиграции, Михаил Чехов, актёр, театральный педагог, режиссёр и, к слову, племянник Антона Чехова, в лекции для американских студентов «О пяти великих русских режиссерах» обобщил опыт ранней русской режиссуры, являющейся важным звеном как культуры Серебряного века, так и мировой сцены: «Сопоставляя крайности Мейерхольда и Станиславского с театральностью Вахтангова, мы в конце концов приходим к убеждению: все допустимо, все возможно в театре… Все совместимо и сочетаемо! Смелость! Свобода! Так воспитали нас Станиславский, Мейерхольд, Таиров и другие».

Приглашаем: 24 октября, 14:00, smart-зал ПОУНб.

Нина Яковлева



Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер