Главная ЛитМастерская Писатель спрашивает писателя
Писатель спрашивает писателя

Линор Горалик: Все время есть чувство, что для Ваших персонажей открытие своего национального мира, национальной принадлежности это не вопрос  секунды, всегда долгая цепочка открывания новых и новых смыслов и сознательного поиска этих смыслов.

Духовной жизнью люди жили всегда, и религиозная жизнь существовала с тех пор, как человек перестал быть обезьяной. Существовала система посвящения: человек поднимался по некоторой иерархической лестнице. Я этим очень интересовалась. Одна  из степеней посвящения – национальная: – я – египтянин;  дальше шла профессиональная: я – врач, я – жрец, и дальше утончались эти уровни посвящения. Поэтому национальное это необходимый этап осознания в мире и, разумеется, не последнее. На самом деле речь идет, в сущности, о свободе. Эта ценность, которая мне представляется самой значительной, это одно из несомненных дарований, которые человеку с небес были спущены. Свобода выбора. В том момент, когда мы этой свободой обладаем, мы счастливы, хотя иногда это бывает очень трудно. Любая проблематика выбора дает острые ощущения жизни.

Линор Горалик: У Вас все время в книгах есть важная нота – отношения с семьей. Когда человек с одной стороны то уходит от нее далеко, то возвращается, чувствует желание отдалится, то наоборот понимает, что он часть этой истории… Почему это так важно?

Мы живем в момент колоссального кризиса понятийного, кризиса многих социальных институтов, в которых выросли и к которым привыкли. Семья в 20 веке переживает тоже очень глубокий кризис. Существует огромное количество вещей, которые переживают кризис, ломаются, портятся  и мне их не жалко, а вот семьи мне жалко. Я из хорошей семьи, мне так много дала семья, она меня держит. Эту структуру я продолжаю.

Есть человеческая близость, которая бесконечно ценна и важна.

Линор Горалик: У Вас есть проект, внутри которого живет целая семья

Этот проект живет уже несколько лет, первая книга этого проекта была посвящена семье. Что такое семья, какова история этой социальной единицы, какие бывают семьи сегодня.

Преодоление культурного непонимания  -  задача этой серии. У других бывает по-другому. Образование хотя бы отчасти может смягчить раздражение, агрессию и все то, что мешает жить людям.

Материал подготовлен и обработан

Нина Яковлева, руководитель регионального центра чтения

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер