Главная
Книга пришла в библиотеку...

Упреком и слезой не опорочу

Тот высший смысл и тот сарказм глубокий,

С каким неподражаемые боги

Доверили мне книги вместе с ночью. Хорхе Луис Борхес

Мы знаем с детства: знание - в книге, а книга – в библиотеке. Наша библиотека – это прежде всего люди, профессиональные, компетентные, увлеченные своим служением книге.

В дальнейшем  мы будем рассказывать об их увлечениях (например, на кухне, огороде), пристрастиях, мнимых и истинных. Мы постараемся говорить, прежде всего, о личности, поскольку с нее все и начинается. А сейчас наша задача – рассказать о прихождении книги в библиотеку. (Работая непосредственно с книгой, мы точно знаем, что она умеет ходить, и даже прятаться).

Существует в библиотеке отдел, куда книга приходит после долгого путешествия по железным и автомобильным дорогам. Комплектование! Начало начал. Книги в пачках, перевязанных бечевками, еще грудой лежат на полу, столах после того, как женские руки их принесли, пересчитали, проверили накладные. Заведующая отделом Светлана Ульданова сосредоточенно проверяет бумаги, попутно поясняя: - Мы – как первое звено пополнения фонда. Звучит торжественно и строго. И далее Светлана Ивановна преподает маленький ликбез, раскрывая профессиональные особенности:

Библиотека комплектуется. исходя из приоритетных задач, проектов, осуществляемых ею. Кроме того, огромное внимание уделяется учебным заведениям, которые активно используют фонд библиотеки, а также запросам-отказам, поступающим от читателей.

Ежегодно библиотека приобретает и получает в качестве даров более 10 000 экземпляров книг, нот, дисков и около 200 наименований газет и журналов, 65 наименований местных периодических изданий.

Работаем с определенными издательствами: «Гранд-Фаир», «Книжный мир»,  «Дмитрий Буланин», «Юпитер», «Феникс», «Миклош».

Имея статус научной, отдел комплектования особое внимание обращает на научные, научно-популярные издания, на учебные издания, художественную литературу.

Кроме того, библиотека комплектуется местным обязательным экземпляром, а также изданиями-пожертвованиями.

Как происходит заказ книг?  каждый отдел библиотеки  собирает отказы, составляет списки по отдельным книгам, по темам. При  заказе книг учитывается актуальность заказываемой литературы. Все заказы отсылаются по электронной почте.

Вся поступающая литература проверяется по электронному каталогу, затем выставляется для отделов, чтобы они выставили сиглы, далее идет подготовка книг для передачи  в отдел обработки. Но наша работа еще не заканчивается. Когда  книга пройдет свой долгий земной путь, т.е. станет ветхой, устаревшей по содержанию, она вернется к нам своей юридической памятью. Создается акт списания книги, исключается из инвентарных книг, и оформляется акт списания для бухгалтерии.

Чем не аналогия с человеческой жизнью?!

Оставив симпатичных, приветливых сотрудников-комплектаторов, вслед за книгой мы отправляемся   в отдел обработки. Стройными высокими стопками книги лежат на столах. Дурманящий запах новых  типографских страниц. И еще все книги кажутся умными, необходимыми. Здесь тишина и сосредоточенность, здесь книга получает свой паспорт.

Заведующая отделом обработки документов и организации каталогов Вера Тиханова. Вера Павловна работает в библиотеке 31 год и руководит отделом в течении 17  лет.

Вера Павловна объясняет основную работу отдела:

- В отделе книга получает полное библиографическое описании,е согласно ГОСТам, книге присваивается инвентарный номер; книга получает шифр и авторский по таблицам ББК.

Книгу заносят в электронный каталог. Кроме электронного каталога ПОУНБ имеет генеральный, топографический, алфавитный, систематический  и др. каталоги. На книгу распечатываются карточки, которые сотрудником Отдела обработки расставляются для читателей в систематический и алфавитный каталоги.

А затем подробно об основных задачах и функциях отдела.

Одним словом,  именно от сотрудников отдела обработки будет зависеть адрес книги, и как скоро ее найдет любознательный читатель.

После отдела обработки происходит библиографическое описание документов (выполняется сотрудниками краеведческого отдела и информационно-библиографического  отдела), затем новые документы распределяются в отдел хранения основного фонда и отделы – фондодержатели.

Отдел хранения основного фонда. Как ласково мы его называем – КХ.

В 2002г. отдел возглавила Лариса Лемешко.  Лариса Юрьевна  пришла работать в библиотеку в 1989г. Уже с 1993г. работает в КХ, поэтому работу свою знает по всему периметру. Профессионализм, коммуникабельность ее сотрудников помогут найти необходимые материалы в любом уголке-закутке. О своей работе, о книгах-друзьях Лариса Юрьевна  рассказывает увлеченно, легко переходя с профессиональной терминологии на художественные темы.

- В Отделе основного хранения фонда хранится уникальнейшая литература - это единственные экземпляры, фолианты, альбомы, местные экземпляры и т.д.

Книги из Отдела поступают к читателю по специальному требованию.

- Конечно, приходится много читать-просматривать служебную литературу… это только неискушенным кажется, что ничего нового в библиотечном деле не может быть. Может! Стоит только захотеть…

- В чем состоит работа отдела? Поэзия, одна поэзия…

  1. 1. Прием новых документов
  2. 2. Библиографическое описание документов.
  3. 3. Выдача документов отделам-фондодержателям  ПОУНБ
  4. 4. Работа с топографическим каталогом

- Люблю дома, вечерком, почитать Рубину, Хемлин. Я их понимаю, даже иногда кажется, что слова ощущаю кожей. Я впечатлительный человек…

Но, между нами говоря, отдел хранения основного фонда  - строгий отдел: выдача книг только по специальному требованию, никакого хождения-гуляния по фонду.

А вот уж где раздолье для читательских глаз и рук, так это Абонемент.

Заведующая отделом Светлана Галактионова. Светлана Алексеевна с открытым радушием представляет отдел, с любовью и вниманием  рассказывает о своих сотрудниках.

- Люблю свою работу, люблю каждый день встречать своих коллег, радуюсь их глазам, улыбкам…

Основная функция абонемента – бесплатная выдача литературы на дом.

Абонемент располагает универсальным фондом, который составляет 40 тыс. изданий: по общественным наукам: политике, экономике, государству и праву, философии, психологии, культуре, просвещению, истории, религии; языкознанию и литературоведению; по естественным наукам и медицине; художественная литература.

Мы не просто «выдаем» книги, но индивидуально работаем с пользователем: у каждого из сотрудников есть свои  читатели. Для них подбирается литература, с учетом их  пристрастий, художественных вкусов.

knigaВ мае, в канун нашего профессионального праздника с букетом роскошной сирени к нам приходит наш постоянный читатель и декламирует  стихи. Мы улыбаемся, мы благодарим нашего дорогого читателя книгой, завязывается разговор о книжных новинках, к нам присоединяются  другие изумленные пользователи, - день удался!

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные.

Милые тихоголосые женщины,

В книгах - всеведущи, в жизни - застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Это известное стихотворение  Льва Ошанина «Библиотекарям».

Ну, что ж - продолжение следует…

Нина Яковлева, центр чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

Non-fiction - это, по сути, документальная проза. В буквальном переводе с английского переводится, как "невымысел". Это особый жанр в литературе, для которого характерна сюжетная линия, основанная исключительно на имевших место событиях. Вкрапления художественного вымысла допустимы редко, только в исключительных случаях. Как правило, такая документальная проза основана на сохранившихся документах и воспоминаниях очевидцев. Нередко могут использоваться воспоминания самого автора произведения. Еще одна важная деталь для книги жанра нон-фикшн - авторская субъективная точка зрения проявляется практически во всем. Начиная от отбора и структурирования материала, заканчивая оценкой событий.

Книжная ярмарка в московском Центральном доме художника на Крымском валу открывается в среду 28 ноября и продлится до воскресенья 2 декабря. Предлагаем обратить внимание на следующие новинки.

Алексей Иванов. «Пищеблок»


Новинка Иванова, чей выход удачно совпал по времени с выходом телесериала по мотивам его романа «Ненастье». На первый взгляд, предельно далекая от сурового реализма: речь здесь идет о банде вампиров, орудующей в приволжском пионерском лагере летом 1980 года. Но довольно быстро понимаешь, что нормальные с виду пионеры, а на самом деле не живые, не мертвые кровососы-«пиявцы», обращающие все хорошее вокруг себя — патриотизм, самоуправление, даже футбол — в бездушную мертвечину — прямолинейная до плаката аллегория позднего СССР. Но смущает не это, а такая же прямолинейность, при всей закрученности почти детективного сюжета, в описании человеческих чувств и мотиваций. Не тяпнул ли и рассказчика какой-то пиявец? Стоит разобраться самому. И вспомнить детские словечки того времени, у кого они были.

Виктор Пелевин. «Тайные виды на гору Фудзи»


Если у вас все никак не доходили руки купить «нового Пелевина», на ярмарке это вполне стоит сделать. Избрав на этот раз предметом своей метафизической сатиры воинствующий феминизм, Пелевин прошелся по нему изобретательно и беспощадно, не оставив камня на камне. И «накидав» попутно множество других увесистых камней: никто не уйдет незадетым.

Александр Снегирев. «Призрачная дорога»


Не достигший еще сорокалетия Александр Снегирев, колоритный брутальный красавец и предпоследний лауреат «Русского Букера», — редкий в нашей среде литератор, публичная фигура, одинаково органично вписанная и в ультраконсервативную «толстожурнальную» среду и в околокиношные окологламурные тусовки. Так же двойственна и его проза, в частности этот новейший роман. С одной стороны, он укоренен в современных виртуальных реалиях, выписываемых весьма сатирически, с другой — посвящен такой болезненной теме, как усыновление. Точнее, удочерение. Да и авторская интонация Снегирева весьма далека от сатиры и памфлета. Остается добавить, что дорога, упоминаемая в названии — это реальное подмосковное шоссе, по которому некогда шел Наполеон. И все в этой книге так — двоится между реальным и воображаемым, вспоминаемым, домысливаемым.

Андрей Волос. «Рассказы из пиалы»


Андрей Волос публикует книги давно, но редко, и они настолько разнообразны, что читателю никак не удается к этому автору приноровиться. То почти верещагинское пестро-ориентальное плотно о Душанбе периода распада СССР, то сугубо реалистический роман о московских риелторах, а то вообще экзотическая эпопея о таджикском поэте X века. Сборник рассказов (как явствует из названия — тоже не без ориентализма) дает возможность присмотреться к Андрею Волосу получше и открыть для себя этого современного русского писателя.

Эка Курниаван. «Красота — это горе»


Экзотическое имя и название прокрывают собой не менее экзотическую книгу: 500-страничную сагу индонезийского автора, в которой, грубо говоря, подход к описанию реальности, выработанный кудесниками латиноамериканского магического реализма, сливается с традициями индийского эпоса. 270-миллионная мусульманская Индонезия — пока что неизведанная земля на литературной карте; теперь на нее наводятся первые контуры, пусть и через английскую подложку.

Ольга Токарчук. «Бегуны»


Роман польской писательницы украинского происхождения — не о спортсменах, а о раскольниках, секте бегунов. Только действуют они, несут свою правду, не в XVIII веке, а в XXI- со всеми его возможностями и соблазнами. В 2018 году роман оказался удостоен «Международного Букера». После чего оперативно издан отдельной книгой на русском языке.

Дэвид Фостер Уоллес. «Бесконечная шутка»


1200-страничный роман-монстр, роман — священное чудовище, претендующий на звание «Улисса конца XX века», добрался до русского читателя через 22 года после написания и через 10 лет после самоубийства автора в возрасте 46 лет. Технически это постмодернистское произведение, в котором перекрещиваются судьбы двух героев — неуравновешенного теннисиста Гарольда, постепенно подсаживающего на наркотики, и Дональда, завязавшего преступника и наркомана, ныне — работника реабилитационной клиники. Но, как во всех такого рода книгах, важно здесь не «о чем», а как это написано. Написано, прямо скажем, сложно. Прежде чем покупать, обязательно полистайте, чтобы убедится, что это «ваше».

Колм Тойбин. «Дом имен»


Если ирландец начала XX века Джойс описывал гомеровского Улисса опосредованно, через своего современника Блума, то наш современник — ирландец Тойбин поступает прямо наоборот: описывает пробелы современности через пересказ античного мифа о мужеубийце Клитеменестре, казненной за то собственным сыном Орестом. Какое, казалось бы, отношение все эти древние ужасы имеют к современности? Тойбин показывает — увы, имеют, и самое прямое.

Клели Авит. Я все еще здесь


«Шесть недель, как я очнулась. Шесть недель, как никто этого не замечает». Такое начало не столько связывает автора, сколько освобождает его от условностей. Все думают, что находящаяся в коме альпинистка Эльза ничего не понимает и выкладывают ей — а заодно и читателям — всю подноготную. А она понимает даже больше, чем обычный человек. Такое отстранение по-европейски.

Энки Билал. «Никополь. Трилогия»


Толстой и очень взрослый — по насыщенности деталями, по густоте текстовой «набивки», и да, не в последнюю очередь, по эротизму некоторых разворотов — графический роман о приключениях в космополитичном Париже 2030-х годов, словно сошедшем со страниц «Теллурии» Сорокина, размороженного астронавта 1990-х, настоящий tour de force всех участников процесса — не только автора, но и переводчика, леттериста (отвечавшего за буковки), и, конечно, издателя, рискнувшего взяться за этот сложнейший проект. В общем, закрывающий вопрос о том, можно ли считать графические романы искусством. Да, конечно — не классическое, необычное, но искусство.

Региональный центр чтения, Васильева Арина

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер