В этом году в шорт – лист национальной премии "Большая книга" вошло 9 произведений: «Мысленный волк» писателя, доктора филологических наук Алексея Варламова, «Андрей Вознесенский» журналиста Игоря Вирабова, «Осень в Задонье» волгоградского автора Бориса Екимова, историософский труд Валерия Залотухи «Свечка», сборник рассказов «Девять девяностых» Анны Матвеевой, «Любовь к трём цукербринам» Виктора Пелевина, семейная сага «Русская канарейка» Дины Рубиной, «Зона затопления» Романа Сенчина и дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха отрывает глаза».

bolkniga

274161 182Национальная литературная премия «Большая книга» в отличие от «Нацбеста» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Учредителем премии является «Центр поддержки отечественной словесности». Премия была объявлена 14 ноября 2005 года. На соискание премии принимаются произведения всех прозаических жанров, включая мемуары, жизнеописания и документальную прозу.

Новые романы о нашей истории, о судьбе человека в переломные моменты истории, это книги о семье, о жизни обычных людей, о судьбе русской провинции, и, конечно о ярких, знаменитых личностях, которые оставили неизгладимый след в литературе, в частности в поэзии. Например, Андрей Вознесенский.virabov

935058«Андрей Вознесенский» – очередная книга в именитой серии «ЖЗЛ» и первая книга журналиста и писателя Игоря Вирабова. И сразу же удачная! Это не только биография Андрея Вознесенского, но и сложная, многоуровневая словесная реконструкция той близкой и уже бесконечно далекой нам эпохи шестидесятников.
Книга начинается удивительно, как ни одна другая биография – с любви, без которой нет поэзии. Первая фраза задает тон всему: « – Вознесенский? Ну да, Андрюша был в меня влюблен...». Именно так и следует говорить о поэте – женскими голосами, глядя в прошлое влюбленными глазами...

Поражает объем проделанной автором работы: сколько встреч, сколько воспоминаний свидетелей века, лично знавших Вознесенского и многих кроме него, сколько перечитанных подшивок толстых литературных журналов и газет, монографий и биографий, литературных и документальных источников...

Вирабов ИгорьТонкой, изящной работы требовало и выстраивание цепочек взаимоотношений Вознесенского с другими «первыми поэтами» (ведь каждый считал себя первым). Однако, нужно отдать Вирабову должное, он не сглаживает углы, что придает его книге особую остроту ещё больше раззадоривает читателя.

Были ли друзьями Вознесенский и Евтушенко? Что находили в молодом Вознесенском поэт Арагон и художник Пикассо, экзистенциалист Сартр и битник Гинзберг, философ Хайдеггер и драматург Миллер? Правда ли, что Иосиф Бродский не только злословил о нем, но приглашал к себе на кофе и обсуждал любимых кошек? Почему Вознесенскому не дали Нобелевскую премию, хотя собирались?.. И множество других, не менее провокационных тем и вопросов!

Особая фигура, проходящая сквозь все главы, - это, безусловно, Борис Пастернак. Здесь он – учитель, который внезапно и случайно увидел в глазастом мальчике поэта, приоткрыл дверцу в поэзию, благословил, со всеми перезнакомил, положительно отозвался – и вот уже Вознесенский там, куда любому молодому поэту так просто не попасть. В этом и есть исследовательская сложность: изучение биографии одного тянет за собой ворох биографий других.

Все эти взаимоотношения и делают нон-фикшн увлекательнее любого романа. Ведь как говорил еще Федор Михайлович Достоевский: «Человек есть великая тайна, которую надо разгадать».

Если вспомнить истоки серии «ЖЗЛ», когда для нее писали Максим Горький и Виктор Шкловский, когда биографии были полноценными произведениями, входящими в классику современной литературы, а не скучным перечислением основных перипетий жизни героя, то можно понять – ради таких книг эта серия и создавалась. Игорь Вирабов пошёл дальше – его книга граничит по стилю с художественной прозой, пронизанной метафорами и поэтическим осмыслением окружающего.

В результате мы видим не просто скучный пересказ биографии Андрея Вознесенского, а понимание того, почему же люди заполняли стадионы, чтобы слушать, слушать, слушать его и других поэтов-шестидесятников.

Материал подготовила Антонина Голубева