Главная
Два императора: 200 лет спустя

aleksnapoleon1Наполеон Бонапарт как повод к толерантности.

В преддверии подведения итогов объявленного ранее конкурса-викторины «Два императора». Смотрите и узнавайте  на блоге  «О книгах и не только» http://knigi60.blogspot.com

Итак, наступила осень, с которой пришел новый виток трудового сезона. Социокультурное пространство продолжает захватывать умы и сердца читателей. Подведение итогов конкурса-викторины «Два императора» явилось  еще и поводом для полноценного разговора о трагическом событии из отечественной истории. Мы представили микрофильм с тезисным изложением событий;  отразили личности двух императоров в русской поэзии. Импровизированно вручали призы, что активизировало горячее обсуждение темы, сконцентрировав заинтересованность на двух уникальных личностях своего времени. ( К слову сказать, в очередной раз мы, организаторы, убедились в эффективности подобных интерактивных площадок. Также важно читателя вовлечь в сиюминутное действо).

В истории российской государственности Отечественная война 1812 г. занимает исключительное место еще и потому, что сумела явить сплоченность нации, вызвала всплеск патриотизма, выразившийся, в том числе и в художественных образах через живопись, музыку, слово.

Россия 2012 г. всесторонне отражает давнее событие. Знаменательно, что на 25-ой Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКЯ) главная тема - год российской истории и Отечественная война 1812 года. Почетный гость ярмарки – Франция. Рассуждает заместитель руководителя Федерального агентства по печати и коммуникациям Владимир Григорьев: - Тема  войны 1812 года – это ушедшее в историю славное (или бесславное) прошлое той или ной державы. Скажем, у нас в России образ Наполеона, по-моему, светлее и могущественнее, чем во Франции, для французов. (http://www.svobodanews.ru/content/article/24698285.html)

О, да! Одна Марина Цветаева с ее ярым бонапартизмом чего стоит!

"За Императора - сердце и кровь,

Всe - за святые знамена!"

Так началась роковая любовь

Именем Наполеона.

napoleonЗнаменательный факт, что современная Франция не вспоминает Наполеона Бонапарта как национального героя. Более того, его не знает молодое поколение, в истории страны упоминается лишь административный, институционный аспект наследия, ну и  школьники знакомятся с картиной Жак-Луи Давида "Коронация Наполеона". Франция стремится изжить из памяти образ бывшего вершителя судеб мира. Специалист  по периоду правления Наполеона  Димитрий Казали комментирует отношение современной Франции к фигуре императора: - Единственная битва Наполеона, которая хорошо известна во Франции, – битва при Ватерлоо. Это крупнейшее поражение Наполеона и то, что во Франции именно об этой битве знают больше всего, говорит о многом. Это пример  современного подхода к истории во Франции, культивирования чувства вины и раскаяния. Во Франции мы готовы говорить о наших поражениях, но предпочитаем молчать о наших победах. Это типично французский подход. Мы находим особое удовольствие в том, чтобы испытывать сами к себе отвращение, ненавидеть нашу собственную историю. … французская интеллигенция считает, что не стоит превозносить некоторые слишком прославленные, слишком победоносные, слишком воинственные, крупные исторические фигуры и не стоит их слишком подробно изучать. Это триумф политкорректности и благонамеренности во французском обществе. http://www.svobodanews.ru/content/article/24699432.html И мы сегодня вспоминали событие через призму интересных фактов, через отражение темы в поэзии. Александр Пушкин, Марина Цветаева, Федор Тютчев, Осип Мандельштам. Трагическая фигура Наполеона Бонапарта высветила лучшие и достойные имена российских патриотов, а также перекроила геополитическую карту Европы.

Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо направил Меттерних, —

Впервые за сто лет и на глазах моих

Меняется твоя таинственная карта! Осип Мандельштам

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

БиблиоТеатр «Прямая Речь» приглашает на очередную беседу из цикла «Театральная энциклопедия». Тема – «Становление режиссёрского театра в России». Участвует засл.арт. РФ Виктор Яковлев.

Пожалуй, сегодня нам трудно представить современный театр без режиссёра. Задача режиссёра – сделать написанный текст визуальным рядом. Объяснение примитивное, но верное, как первобытный человек. Но только талант, индивидуальность режиссёра способны сделать визуальный ряд художественным событием.

22 июня 1897 года в два часа дня в московском ресторане «Славянский базар» началась одна знаменательная встреча.

Встретились два человека, и разговаривали 18 часов. Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (по сцене — Станиславский).

Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» в главе «Знаменитая встреча» вспоминает:

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским Базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников».

А в 1898 г. откроется Московский Художественный общедоступный театр, и начнётся эпоха режиссёрского театра в России. Станиславский и Немирович-Данченко дадут плеяду режиссёров, чьи имена станут символом российского театра.

Спустя годы, будучи в эмиграции, Михаил Чехов, актёр, театральный педагог, режиссёр и, к слову, племянник Антона Чехова, в лекции для американских студентов «О пяти великих русских режиссерах» обобщил опыт ранней русской режиссуры, являющейся важным звеном как культуры Серебряного века, так и мировой сцены: «Сопоставляя крайности Мейерхольда и Станиславского с театральностью Вахтангова, мы в конце концов приходим к убеждению: все допустимо, все возможно в театре… Все совместимо и сочетаемо! Смелость! Свобода! Так воспитали нас Станиславский, Мейерхольд, Таиров и другие».

Приглашаем: 24 октября, 14:00, smart-зал ПОУНб.

Нина Яковлева



Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер