Главная Два императора: 200 лет спустя
Два императора: 200 лет спустя
18.09.2012 17:29

aleksnapoleon1Наполеон Бонапарт как повод к толерантности.

В преддверии подведения итогов объявленного ранее конкурса-викторины «Два императора». Смотрите и узнавайте  на блоге  «О книгах и не только» http://knigi60.blogspot.com

Итак, наступила осень, с которой пришел новый виток трудового сезона. Социокультурное пространство продолжает захватывать умы и сердца читателей. Подведение итогов конкурса-викторины «Два императора» явилось  еще и поводом для полноценного разговора о трагическом событии из отечественной истории. Мы представили микрофильм с тезисным изложением событий;  отразили личности двух императоров в русской поэзии. Импровизированно вручали призы, что активизировало горячее обсуждение темы, сконцентрировав заинтересованность на двух уникальных личностях своего времени. ( К слову сказать, в очередной раз мы, организаторы, убедились в эффективности подобных интерактивных площадок. Также важно читателя вовлечь в сиюминутное действо).

В истории российской государственности Отечественная война 1812 г. занимает исключительное место еще и потому, что сумела явить сплоченность нации, вызвала всплеск патриотизма, выразившийся, в том числе и в художественных образах через живопись, музыку, слово.

Россия 2012 г. всесторонне отражает давнее событие. Знаменательно, что на 25-ой Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКЯ) главная тема - год российской истории и Отечественная война 1812 года. Почетный гость ярмарки – Франция. Рассуждает заместитель руководителя Федерального агентства по печати и коммуникациям Владимир Григорьев: - Тема  войны 1812 года – это ушедшее в историю славное (или бесславное) прошлое той или ной державы. Скажем, у нас в России образ Наполеона, по-моему, светлее и могущественнее, чем во Франции, для французов. (http://www.svobodanews.ru/content/article/24698285.html)

О, да! Одна Марина Цветаева с ее ярым бонапартизмом чего стоит!

"За Императора - сердце и кровь,

Всe - за святые знамена!"

Так началась роковая любовь

Именем Наполеона.

napoleonЗнаменательный факт, что современная Франция не вспоминает Наполеона Бонапарта как национального героя. Более того, его не знает молодое поколение, в истории страны упоминается лишь административный, институционный аспект наследия, ну и  школьники знакомятся с картиной Жак-Луи Давида "Коронация Наполеона". Франция стремится изжить из памяти образ бывшего вершителя судеб мира. Специалист  по периоду правления Наполеона  Димитрий Казали комментирует отношение современной Франции к фигуре императора: - Единственная битва Наполеона, которая хорошо известна во Франции, – битва при Ватерлоо. Это крупнейшее поражение Наполеона и то, что во Франции именно об этой битве знают больше всего, говорит о многом. Это пример  современного подхода к истории во Франции, культивирования чувства вины и раскаяния. Во Франции мы готовы говорить о наших поражениях, но предпочитаем молчать о наших победах. Это типично французский подход. Мы находим особое удовольствие в том, чтобы испытывать сами к себе отвращение, ненавидеть нашу собственную историю. … французская интеллигенция считает, что не стоит превозносить некоторые слишком прославленные, слишком победоносные, слишком воинственные, крупные исторические фигуры и не стоит их слишком подробно изучать. Это триумф политкорректности и благонамеренности во французском обществе. http://www.svobodanews.ru/content/article/24699432.html И мы сегодня вспоминали событие через призму интересных фактов, через отражение темы в поэзии. Александр Пушкин, Марина Цветаева, Федор Тютчев, Осип Мандельштам. Трагическая фигура Наполеона Бонапарта высветила лучшие и достойные имена российских патриотов, а также перекроила геополитическую карту Европы.

Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо направил Меттерних, —

Впервые за сто лет и на глазах моих

Меняется твоя таинственная карта! Осип Мандельштам

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер