Главная ЛитФакты Vivat, императрица!
Vivat, императрица!

В Москве в Историческом музее на Красной площади проходит  выставка «Екатерина Вторая. Путь к трону», посвященная  250-летию восшествия на престол Екатерины II (1729-1796). Сейчас проходят теле-, радиопередачи, где рассказывают об этой незаурядной личности. Предлагаем отрывки из рассказов историков и писателей о жизни русской императрицы, урожденной Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg.  Полностью интересуйтесь и читайте (http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24641648.html)

Ольга Елисеева: Эта  выставка рассказывает о пути к трону. Это огромная развернутая иллюстрация к "Запискам" Екатерины – труду, посвященному именно времени елизаветинского царствования. На выставке же  много редких экспонатов. Например, присланные из Германии чудные тетрадочки Екатерины. Записи в ней сделаны во времена, когда она, будучи еще совсем юной, учила французский язык. Впоследствии Екатерина говорила, что ей нужна хорошая прачка, чтобы стирать написанное ею по-французски, то есть поправлять ее стиль. То же самое можно сказать и о русском языке, но Екатерина никогда не писала "исчо", в  чем ее часто упрекают, и говорила по-русски исключительно чисто, без акцента. Правда, она допускала орфографические и пунктуационные ошибки, но тогда этим грешили многие барышни.

Историки опровергают и ее чудовищный акцент, с каким эту фигуру представляют в театральных постановках и кинофильмах. Как любая историческая личность, Екатерина II со временем обросла множеством мифов. Один из них, пожалуй, самый трагический – о причастности императрицы к смерти своего мужа, императора Петра III. Его любовные интриги на фоне тревожной Европейской Семилетней войны, их взаимная супружеская и человеческая отчужденность подвели ее к мрачному чувству ненависти. Но когда пробил час, она дистанцировалась от того, что должно было произойти с Петром III.

Ольга Елисеева: Ей как раз было очень невыгодно его убивать. Это легко можно было устроить во время государственного переворота. Был случай, когда по его, уже арестованной, карете солдаты выстрелили из пушки, и если бы стоявший рядом лейтенант не ударил шпагой по руке,  они бы шарахнули в эту карету ядром и мокрое место осталось бы от Петра Федоровича. И  никто не виноват, кроме  небольшого расчета. Это была такая самодеятельность масс. Неужели нельзя было организовать такую самодеятельность? Или потом, по прошествии нескольких лет в какой-нибудь глухой крепости – ну умер и умер, и какие к тебе вопросы? Иное дело, когда человек гибнет так, что буквально каждому ясно, что смерть его носила насильственный характер. Даже грим покойника не мог скрыть следы удушения – это посиневшее горло, большим красным рубином закрепленный белый платок на шее (сплошные символы!). Я чувствую во всем этом некую режиссуру, и она явно не на руку тому человеку, который в этот момент сидит на престоле. Так вот, тем людям, которые проводили Павла к престолу, было в высшей степени выгодно бросить тень на Екатерину. Но нет документов, которые бросали бы тень на тех, или других. История остается крайне темной.

На выставке представлены парадные портреты, эскизы фейерверков, роскошные мундиры и дамские туалеты,  драгоценные ордена, все то, что составляло блеск императорского двора. Но внешняя сторона таит в себе политические интриги, человеческие драмы и трагедии. Имперский период, ознаменованный восшествием  на престол Петра I, длился 200 лет. Екатерининский 18 век – это расцвет императорской России, время, плодами которого будет питаться следующий, 19. Неизвестно, как возникли эпитеты «Великий»

и «Великая» по отношению двух первых российских императоров. Современные историки обращают внимание на щедрость души, благородную, широкую натуру Екатерины II.

Наталья Телетова: Это был человек, который всю жизнь  работал над собой. Бедная немецкая принцесса, что вызывало страшное презрение у вельможных и не очень далеких  людей, которая выучила русский язык, которая приняла православие, которая всегда от себя всего требовала. Если бы так было у всех властей русских! Далее  - вспомним ее благородство в некоторых, казалось бы, отдельных деталях, которые позволяют говорить о значительности и величии  этой императрицы. Вот казнь злодея Емельки Пугачева, запытавшего всякими способами - и повешением, и  уничтожившего около трехсот дворян. Причем, и детей, и стариков. Что  сделала Екатерина? Сенат осудил к четвертованию Емельку. Четвертование  - средневековая немецкая казнь: рука, нога, нога, рука, голова.  На пятом месте только замученный лишался  жизни. Она отдала тайный приказ посланному на казнь  в Москву человеку, чтобы палач спутал - сначала отрубил голову, а потом все остальное. Ей  была отвратительна мысль о  человеческом страдании. Как она относилась к Пугачеву - надо понимать, но это была высокая душа. И  вот эта деталь уже  определяет  личность. Да, она была опасным и страшным человеком для Ивана Шестого, заточенного младенца, общеизвестна история с княжной Таракановой. Наконец, Новиков, о котором можно много говорить,  и все-таки он не был казнен, не был пытан, он был только  в крепости. Не будем забывать, что это вторая половина 18 века, и проблемы гуманизма еще только вырастают внутри человеческого общества.

Погружаясь в историю изучения личности Екатерины Великой, поражаешься, насколько она малоизвестна. Ее образ из кинофильмов растиражирован своей стереотипностью, нет объективности. К тому же, история весьма подвержена мифологизации. Тем любопытнее цитировать ее апологетов: рассыпается в прах рекламная двусмысленность, собранная на пыльных чердаках псевдоистории.

Наталья Телетова: Екатерина вызывала ненависть и зависть.  Завидовали ее интеллекту, ее великолепной улыбке, как говорят, освещавшей все вокруг, но находили, как всегда, мелкие  душонки, замечательный повод. Ах, сколько у нее любовников! Ах, она меняет их! Ах, она растратила казну на свою беспамятную любовь, когда   она, со всем ее умом, забывала обо всем. Вспомним, как одинока, как несчастна она была до своих 33-х  годов, когда она пришла к власти, как страшна  была ее судьба во власти туповатой и жестокой Елизаветы. Екатерина была окружена всевозможными доносчиками, ее унижали, как могли: унижали, как бедную принцессу,  унижали, как безвластную девочку, больную,  умиравшую от туберкулеза. Когда она распрямилась, естественно, что ей захотелось  счастья. И в этом была полнота ее образа. Она не была каким-то мушкетером на троне. Нет, это была женщина,  но всей полноты человеческой натуры.

Выработанный  интеллект, культура, свободное общение с Вольтером, Дидро, Руссо ставит императрицу  в сонм просвещенных монархов. Взойдя на престол, Екатерина II  провозглашает стиль классицизма. Перефразируя римского императора Августа она сказала: «Я получила Петербург деревянным, а оставляю  его каменным».

Юрий Овсяников: Именно при Екатерине, стараниями русских и зарубежных архитекторов, Петербург обрел свой тождественный, стройный, строгий вид. От той поры сохранилось немало прекрасных строений,  способных  поведать о людях и нравах  блистательного века Екатерины. Это здания Академии  художеств и Академии наук, Старый Эрмитаж и   Эрмитажный театр, Мраморный дворец,  Смольный институт и Ассигнационный  банк, Конногвардейский манеж,  огромный Гостиный двор, Серебряные ряды,   Церкви Святой Екатерины и Армянская на Невском проспекте, Таврический дворец и Чесменский, так похожий на рыцарский замок, а рядом с ним - почти готическая церковь, и много  других зданий. Именно при Екатерине была заложена основа того имперского облика Петербурга, что и  сегодня пробуждает в нас  тихую радость восторга.  Архитектурный стиль, утвержденный императрицей, казался самым долгоживущим - он просуществовал почти семь десятилетий. Последним, настоящим  памятником высокого русского классицизма стали воздвигнутые в 1834 году здания Сената и Синода, соединенные аркой. Через эту арку классицизм, призванный Екатериной в Россию, и покинул страну.

Из «Записок императрицы Екатерины II»:

zapiski“Я родилась 21 апреля 1729 года (тому сегодня 42 года) в Штеттине, в Померании. Мне рассказывали, что, так как желали сына, то вовсе не были рады, что я появилась первой. Впрочем, отец выказал больше удовольствия, нежели его окружавшие.

Мать  чуть не умерла, производя меня на свет,  еще долго спустя, находилась между жизнью и смертью. В кормилицы мне дали жену прусского  солдата, которой было лишь 19 лет. Это была женщина живая и красивая.

Меня поручили одной даме, вдове некоего фон-Гогендорфа, занимавшей место компаньонки при  моей матери. Мне рассказывали, что эта дама так неумело взялась за меня, что сделала меня очень упрямой. Она так же дурно обошлась и с матерью, ибо та вскоре ей отказала, так как эта женщина была груба и любила возвышать голос.

С двухлетнего возраста меня вручили француженке-эмигрантке, по имени Магдалин Кардель, которая была вкрадчивого и льстивого характера, но считалась немного фальшивой; она очень заботилась о том, чтобы я, да и она также, являлась перед отцом и матерью такою, какою могла бы им нравиться. Следствием этого было то, что я стала слишком скрытной для своего возраста”.

Vivat, императрица, Vivat!

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

09 февраля в МОУ «Гимназия» г. Дно Псковской области Псковской областной библиотеки ведущий методист центра чтения Арина Васильева провела интерактивную беседу, посвященную творчеству русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.

На встрече звучали и обсуждались отрывки из произведений-юбиляров 2018 года: пьесы «Вишневый сад», рассказов «О любви», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре». Учащиеся 6 класса познакомились с особенностями чеховского стиля, его героями. Ребята ответили на вопросы викторины по содержанию произведений и жизни писателя.

В заключении ученики просмотрели видеоролик "«Лауреат VII Международного конкурс чтецов имени А. П. Чехова Николай Яковлев читает рассказ «Ванька»" .

Программа продолжила литературно-просветительский цикл «В контексте классики».

Встреча прошла в рамках внестационарной работы.

Региональный центр чтения

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер