Главная Литературный процесс Особенности личности в современной литературе
Особенности личности в современной литературе

«Немцем у нас называют всякого, кто из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед – всё немец». Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством», примечания.

Его часто спрашивают: - Почему «Немцы»? Что за название…

Писатель отвечает: - Читайте…

На самом деле проще некуда. Немцы – служащие юго-восточной московской префектуры,  друзья, семья.  Немецкие имена совершенно в русском обличье. Как заметила современный историк Ольга Елисеева: - Что такое "русскость" в российской империи? Человек мог оставаться немцем и в то же самое время быть русским, то есть принять особенности быта, жить как русский человек.  В нашем случае ассимилировалось все и давно. Главный герой романа Эбергард успел схватить и отложить в памяти многие особенности советского существования. Это не потомственный establishment. «Эбергард думал: никогда, небось, не полол он картошки, и не тащил мешок сахара с «Бежецкой» кольцевой на радиальную, и не ходил неделю счастливым покупкой матери сотни крышечек для консервирования…»  А заглавие как норка для писателя, - «и не здесь это, и не сейчас, и не наши это, а немцы…»

На фоне чиновничьих интриг красной нитью проходят драматические взаимоотношения отца с маленькой дочерью. Пожалуй, эта тема и делает книгу осмысленной, вменяемой. А иначе для чего тогда эти почти 600 страниц. Дефиниции коррупции и современной политики становятся жалки и ничтожны перед жизненными драмами, восходом и закатом солнца.

Все в мире просто, необычайно…

Я знаю меньше, чем знала встарь.

Над миром тайна и тайна в мысли,

А между ними - земной алтарь. Аделаида Герцык

… здесь громыхали трамваи, набрав полные рты пассажиров, и по ним барабанили сиреневые тени веток, и вдоль трамвайных рельс сочилась серая вода, с хриплым дыханием гребли дворницкие лопаты, оглушительно лаяли собаки, и липкие почки узелками путались в нитях растянутых веток – это возрождались опиленные тополя, заново, в обход, сквозь запекшиеся раны, распуская сабельки, вихры, занимаясь зеленым пламенем, обсаживаясь бледно-зелеными, чистыми до нетвердости какой-то листьями, и легкий зеленый ветер скоро уже качался повсюду в древесных кронах.

Думаю, что такие строки и делают писателя писателем. Именно в них хочется вчитываться и ловить каждое слово. Абзацами-островками они появляются в романе, и являют собой образцы русской классической прозы. Удовольствие получаешь от воздуха метафор, аллегорических изложений.

Зима прошла, шла и прошла стремительно, летела сквозь, не замораживая, ввывешивала солнце и полыхала в окно около полудня, а потом натянулись березовые струны, из-под снега вылезли космы спутанной, как спросонья травы, под балконами обнажились дорожки сигаретных окурков, грибами полезли из-под снега бутылки, пришло тепло, не похожее на весну, плюс, перекликались капли осторожно и редко, и ветер покачивал «тарзанку» на ветке, сделанную из пожарного рукава…

Герой романа Эбергард живет в двух пространствах: внутреннем и внешнем. Они для него как стихии огня и воды, - одна обжигает неразрешимостью, другая погружает в бездну бессмысленности.

Очерченный круг, в котором живут персонажи романа, сплошь розы и шипы. Сладость власти и денег сменяется страхом быть уничтоженным, раздавленным, выброшенным из круга. Роман – замечательное пособие на тему сохранения достоинства.

Заунывно-очумелое описание чиновничьих интриг вдруг взрывается сатирическими брызгами, и кажется, что так под хохот и уйдем в небытие. Один из персонажей, художник Дима Кириллович жалостливо признается:  - … Я и так лизал, и так лизал, и царапался, и впрямую уже просил, и вроде довольны, хвалят, а к деньгам не подпускают…

Можно потеряться во властных коридорных  интригах, «но есть экология духа» (Андрей Вознесенский), а это поважнее.

Нина Яковлева, региональный центр чтения

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер