Диккенс Чарльз

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812г. в городе Портсмут. Вокруг этого дня в Британии проходят многочисленные вечера, встречи, посвященные «Богу английской литературы», - именно так называют писателя англичане.

Принц Чарльз возложил венок на могилу писателя в Вестминстерском  Аббатстве в Лондоне, где прямые потомки Диккенса и актер Ралф Файнс читали отрывки из его произведений.

В Портсмуте в церкви Святой Марии прошла панихида, где было зачитано послание принца Чарльза по случаю юбилея.  "Несмотря на то, что прошло уже много лет, Чарльз Диккенс остается одним из великих писателей, творивших на английском языке, который также использовал свой творческий гений для вдохновленной борьбы за социальную справедливость".

И, что самое удивительное!, во всех этих встречах-вечерах королевская особа нисколько не затмевает имя Чарльза Диккенса, ибо все внимание на слово писателя. Персона в литературе!

Сюжетная канва многих его романов схожа – это судьба ребенка, брошенного в безжалостные взрослые игры. Его детские образы удивительно созвучны детям Федора Достоевского. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка», - сказал русский современник Диккенса.

В 1862 году пятидесятилетний Чарльз Диккенс встретился в Лондоне со своим поклонником – Фёдором Достоевским. Их беседу Достоевский описал в письме много лет спустя, уже после смерти Диккенса: ''Он сказал мне, что все хорошие, простые люди в его романах  - это те люди, какими он сам хотел бы стать, а злодеи – это те, кем он является на самом деле. Во всяком случае, он замечает в себе их свойства: жестокость; отчуждение от тех, кого он должен был бы любить; приступы беспричинной враждебности по отношению к тем, кто слаб и обратился к нему за утешением. ''Во мне живут два человека, - сказал он. – Один испытывает те чувства, которые положено испытывать, а другой - прямо противоположные. С последнего я пишу своих злодеев, а по примеру первого пытаюсь жить''. Конечно, Достоевскому были удивительно близки и человеческая двойственность, и поиск усмирения внутреннего «эго».

dicc_persДиккенс как никто другой знал нищету лондонских трущоб, несущих социальный взрыв в обществе. То грубая изнанка великолепной Викторианской Англии. Диккенс первым заговорил и о социальном неравенстве в обществе, и о  тяжелом положении женщин из низших слоев. И государство стало работать на собственное преобразование, достигнув за 200 лет цивилизованного толерантного уровня.

Британская Национальная библиотека представляет экспозицию прижизненных изданий, рукописей писателя. А в одном из уютных уголков на стене, сменяя друг друга,  идут слайды – сохранившиеся фотографии из архива Диккенса. Просто, но с удивительным эстетическим вкусом. Конечно, эта красота стиля рукотворная, - придумывали, планировали люди, сотрудники библиотеки. Но, право слово, без государственной поддержки, без желания главных лиц нести символы культуры, одного энтузиазма мало… Когда государственное лицо,  в первую очередь!,  благодарный любопытный зритель-читатель на литературном вечере, - это о многом говорит.

nacion_bibk_londonГлавная библиотека страны новое здание обрела совсем недавно. Вместе с Библиотекой Национального конгресса в Вашингтоне и Парижской национальной библиотекой она входит сегодня в тройку крупнейших библиотек мира.

Это, конечно, подчеркнуто выраженная цитадель науки. Здесь удобно и красиво. Здесь книжный специализированный магазин, на всех шести этажах кафе, где люди сидят, читают, пишут. (В Англии удобно в любом месте: вокзал, больницы, парки, супермаркеты, библиотеки). А читальный зал сокрыт в толстых стеклянных дверях, и туда уже вход по регистрации, впрочем, несложной.

У каждой нации свои герои – исторические реальные и вымышленные литературные.  И как мы вдруг с изумлением видим оживших гоголевских персонажей, чеховского «человека в футляре», так и на  улицах Лондона вдруг заметишь стоящего под фонарем фарсового dicc_pers2персонажа из «Пиквика» или умницу Давида Копперфильда… Эбенезер Скрудж – любимый персонаж Диккенса по мнению англичан. Но почему-то кажется, что  так понимать Диккенса, как его понимают коренные англичане, мало кому удается. Чарльз Диккенс продолжается…

Нина Яковлева

 

Новости

4 декабря в Доме Пашкова в Москве прошло вручение Национальной литературной премии «Большая книга».


Согласно сообщению на сайте "Большой книги", по решению Литературной академии первое место заняла Мария Степанова, с романом «Памяти памяти». Роман «Памяти памяти» вышел в «Новом издательстве» и посвящен семье Степановой, а также сохранению памяти о прошлом. Вторую премию получил Александр Архангельский за книгу «Бюро проверки». Третьим стал Дмитрий Быков с романом «Июнь».


Быков — единственный пока что трижды лауреат «Большой книги». В 2005 он стал самым первым обладателем первой премии за роман-биографию «Пастернак», а в 2011-м получил третью премию за роман «Остромов, или Ученик чародея».

Обладатели премии получают 3 млн рублей за первое место, 1,5 млн — за второе и 1 млн — за третье.

Приз за вклад в литературу получила Людмила Петрушевская, которая не приняла подарочный букет, заявив, что не любит срезанные цветы.

Лауреатами народного голосования «Большой книги», участие в котором приняли почти две тысячи человек, в 2018 году стали Дмитрий Быков (первое место), Андрей Филимонов и Олег Ермаков.

В список финалистов 13-го сезона премии входили Алексей Винокуров с книгой «Люди черного дракона», Евгений Гришковец («Театр отчаяния. Отчаянный театр»), Олег Ермаков («Радуга и Вереск»), Ольга Славникова («Прыжок в длину») и Андрей Филимонов («Рецепты сотворения мира»).

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 г. Центром поддержки отечественной словесности. Автор, занявший первое место, получит 3 млн руб., второе – 1,5 млн руб., третье – 1 млн руб.

Региональный центр чтения, Васильева Арина

источник: официальный сайт премии "Большая книга"

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер