Диккенс Чарльз

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812г. в городе Портсмут. Вокруг этого дня в Британии проходят многочисленные вечера, встречи, посвященные «Богу английской литературы», - именно так называют писателя англичане.

Принц Чарльз возложил венок на могилу писателя в Вестминстерском  Аббатстве в Лондоне, где прямые потомки Диккенса и актер Ралф Файнс читали отрывки из его произведений.

В Портсмуте в церкви Святой Марии прошла панихида, где было зачитано послание принца Чарльза по случаю юбилея.  "Несмотря на то, что прошло уже много лет, Чарльз Диккенс остается одним из великих писателей, творивших на английском языке, который также использовал свой творческий гений для вдохновленной борьбы за социальную справедливость".

И, что самое удивительное!, во всех этих встречах-вечерах королевская особа нисколько не затмевает имя Чарльза Диккенса, ибо все внимание на слово писателя. Персона в литературе!

Сюжетная канва многих его романов схожа – это судьба ребенка, брошенного в безжалостные взрослые игры. Его детские образы удивительно созвучны детям Федора Достоевского. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка», - сказал русский современник Диккенса.

В 1862 году пятидесятилетний Чарльз Диккенс встретился в Лондоне со своим поклонником – Фёдором Достоевским. Их беседу Достоевский описал в письме много лет спустя, уже после смерти Диккенса: ''Он сказал мне, что все хорошие, простые люди в его романах  - это те люди, какими он сам хотел бы стать, а злодеи – это те, кем он является на самом деле. Во всяком случае, он замечает в себе их свойства: жестокость; отчуждение от тех, кого он должен был бы любить; приступы беспричинной враждебности по отношению к тем, кто слаб и обратился к нему за утешением. ''Во мне живут два человека, - сказал он. – Один испытывает те чувства, которые положено испытывать, а другой - прямо противоположные. С последнего я пишу своих злодеев, а по примеру первого пытаюсь жить''. Конечно, Достоевскому были удивительно близки и человеческая двойственность, и поиск усмирения внутреннего «эго».

dicc_persДиккенс как никто другой знал нищету лондонских трущоб, несущих социальный взрыв в обществе. То грубая изнанка великолепной Викторианской Англии. Диккенс первым заговорил и о социальном неравенстве в обществе, и о  тяжелом положении женщин из низших слоев. И государство стало работать на собственное преобразование, достигнув за 200 лет цивилизованного толерантного уровня.

Британская Национальная библиотека представляет экспозицию прижизненных изданий, рукописей писателя. А в одном из уютных уголков на стене, сменяя друг друга,  идут слайды – сохранившиеся фотографии из архива Диккенса. Просто, но с удивительным эстетическим вкусом. Конечно, эта красота стиля рукотворная, - придумывали, планировали люди, сотрудники библиотеки. Но, право слово, без государственной поддержки, без желания главных лиц нести символы культуры, одного энтузиазма мало… Когда государственное лицо,  в первую очередь!,  благодарный любопытный зритель-читатель на литературном вечере, - это о многом говорит.

nacion_bibk_londonГлавная библиотека страны новое здание обрела совсем недавно. Вместе с Библиотекой Национального конгресса в Вашингтоне и Парижской национальной библиотекой она входит сегодня в тройку крупнейших библиотек мира.

Это, конечно, подчеркнуто выраженная цитадель науки. Здесь удобно и красиво. Здесь книжный специализированный магазин, на всех шести этажах кафе, где люди сидят, читают, пишут. (В Англии удобно в любом месте: вокзал, больницы, парки, супермаркеты, библиотеки). А читальный зал сокрыт в толстых стеклянных дверях, и туда уже вход по регистрации, впрочем, несложной.

У каждой нации свои герои – исторические реальные и вымышленные литературные.  И как мы вдруг с изумлением видим оживших гоголевских персонажей, чеховского «человека в футляре», так и на  улицах Лондона вдруг заметишь стоящего под фонарем фарсового dicc_pers2персонажа из «Пиквика» или умницу Давида Копперфильда… Эбенезер Скрудж – любимый персонаж Диккенса по мнению англичан. Но почему-то кажется, что  так понимать Диккенса, как его понимают коренные англичане, мало кому удается. Чарльз Диккенс продолжается…

Нина Яковлева

 

Новости

Когда человек умирает, остаётся память, она связывает нас невидимыми нитями, они звенят болью утраты…

А писатель не умирает никогда, прорастая в будущее словами своих книг.

Да, Александр Бологов прожил долгую жизнь. Судьба несла и счастье и трагедию, были годы любви и годы слёз. Долгие годы работал учителем литературы, в нашем городе живут ученики любимого Сан Саныча. Когда учитель встречался с ними, казалось, они продолжают долгий диалог во времени и пространстве.

Книги Александра Бологова - о поступке, за которым стоит человек. «Один день солнца» вмещает рассказ целой жизни, а там – облака, а там – разговоры, а там – синева и бесконечные звёзды, и его любимая водная стихия.

Благородство и чувство правды – это не только герои Бологова, это он сам. Память живущих хранит его поступок, когда он дал приют своего крова отверженным, - это та самая «луковка» от Достоевского, которая даёт свет в Жизни Вечной. Только «луковка Бологова» обросла руками всех, кто хотел ухватиться за неё. И ликует его ангел, застывший в небесах, в ожидании раба Божиего Александра.

Александр Бологов «Что-то ещё»:

«Клееной стороне кладбище двинулось недавно: старую стену, что отгородила живое поле от мертвого, оно проросло незаметно. Думалось, отодвинут со временем и каменную ограду, - охватят часть ближнего пустыря, и все: и дальним потомкам места хватит. Стена высокая, крепкая: известняка вокруг - все толщи земные, и закрайку кладбища долго будут обживать усопшие. Но то ли время быстрей побежало, то ли еще что стряслось на свете, но пустырь за старым косогором так быстро порос печальными бугорками свежих могил, что об ограждении его стеной и говорить перестали».

Региональный Центр Чтения

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер