Главная ЛитМастерская Писатель Ольга Славникова
Писатель Ольга Славникова

Обращаем ваше внимание на то, что страница «Литературная мастерская» представляет собой исключительно высказывания, рассуждения самого писателя, взятых из печатных и телевизионных интервью.
http://video.mail.ru/mail/talk-askar/533/553.html
http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=113599
Писатель рассказывает о своей работе над романом «Легкая голова»:
- … у меня герой возник сам собой. Некий человек, совершенно обычный, обладающий неким анти-гравитационным  феноменом на плечах: голова, как физическое тело, весит 5-6 кг, а его голова не весит ничего. … это метафора, читатель поймет, когда будет читать. Суть в том, что к этому человеку приходят очень-очень страшные спецкомитетчики и сообщают ему, что он невольно стал причиной  многих проблем в нашей жизни.legkay_golova
- … он их не боится, он еще пытается на этом и заработать, это и смешно и страшно. Такая коллизия, сначала кажущаяся даже комической, потом становится трагической.
- У Федора Михайловича  Достоевского в «Записках из подполья» есть фраза, ставшая знаменитой: «свету ли провалиться, или мне чаю не пить». Мой  герой решает проблему однозначно в пользу чая. Более того, он считает, что это правильно и нравственно… Я должен быть центром мира для себя, иначе я не буду свободным человеком…
- В один прекрасный момент я поняла, что когда человек совершает подвиг … он всегда прикрывает ошибку некоего военачальника, который не предусмотрел, что эта амбразура здесь окажется. Подвиг это всегда результат чьей-то ошибки, халатности, преступления, герой всегда за кого-то платит. А мой герой отказывается платить, он считает свою жизнь достаточно ценной для себя, и здесь я на его стороне.
- Трюк, который мой герой проделывает с аквалангом, я проделывала и сама, чтобы убедиться, что это возможно для простого нетренированного человека. … эмоционально это был такой drive, как никакой свой роман я писала, я получала такой кайф от него.
Я очень благодарна своему герою, что он дал мне испытать … замечательные ощущения.
- Я считаю, что роман очень жизненный и отвечающий на те же вопросы, которые поднимают многие люди, для себя, может быть, не проговаривая. Это актуальная книга… к нам пришла свобода, и мы были рады этой свободе, но мы не понимали, что такое свобода. Пришла пора осознать, что это не чай  с сахаром, не пирог с вареньем. Свобода это иногда страшная вещь, это одиночество, это социальная атомизация, крушение многих ценностей, - коллективизма, героических, романтических. Свободный человек имеет право не совершать подвига.
- Дистанцию от замысла до последней точки я бы назвала мореплаванием, когда выходишь в открытое море романа и кажется, что можешь плыть в любую сторону, а потом оказывается, что нет. Оказывается, что порт назначения своим романом уже определен заранее, нужно только его найти. Эти поиски и есть те самые творческие муки. Когда ты дописываешь роман и пребываешь в порт, тогда очень хорошо.
-Герои развиваются сами, самые сильные пытаются тянуть одеяло на себя,  некоторым можно это позволять, а некоторым нельзя… ты – капитан корабля, а герои – твоя команда, и ты должен держать их в порядке.
- Выбор всегда есть. Герой должен либо застрелиться, пожертвовав собой во имя позитивного развития вероятностей, либо он не захочет этого делать и не будет. Я сделала такой сюжетный ход, чтобы герой сам выбирал, а он выбирает собственную жизнь, и это и есть свобода. Быть свободным в своем выборе.
- Всегда находят виноватого в своих несчастьях, проблемах… но в середине романа герой вдруг задает себе вопрос – неожиданный для меня – когда я борюсь за себя, борюсь ли я только за себя. А, может быть, он борется за свободу этих людей, отстаивает  свободу как принцип. Отстаивает право человека не быть ни под каким давлением – ни под государственным, ни под моральным… отстаивает свободу человека как принцип.
- Своему герою я сопереживала с самого начала. Героя нашего времени  сначала принимают как негодяя, как приняли Печорина его современники. Это совершенно необходимый шаг начать с какого-то негатива, что может быть, не примут, а потом раскрыть его так, что он станет близким каждому читателю.
Материал подготовлен и обработан         Яковлева Н.А.

 

Новости

Региональный Центр Чтения работает над литературно-художественной программой о Федоре Сологубе, писателе, поэте Серебряного века. Федор Сологуб (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова) человек трагической судьбы и писатель звездных нитей Серебряного века. Первая мировая война, большевистский переворот сделали невозможным прежнюю жизнь, хотя и не отпускал тот мир, ставший мгновенно потерянным. Из всех щелей полезли сологубовские «недотыкомки»: существо-нечисть, зародившееся в сознании Передонова, персонажа из романа «Мелкий бес».

Недотыкомка серая

Истомила коварной улыбкою,

Истомила присядкою зыбкою…

Образы Сологуба отражают героев Достоевского, Гоголя, Чехова, - именно они наиболее близки, понятны, интересны самому писателю.

Эта придуманная недотыкомка сконцентрировала и всю безликость массы, и серую разрушающую идеологию, в которой расцветает фанаберия, бесталанность, зависть. Диалектное слово «недотыкомка» из новгородских, великолукских, валдайских краёв.

Федор Кузьмич Тетерников приехал в Санкт-Петербург в 1893 г., оставив «учительский свой стул» в уездном городе Великие Луки, который в те годы был глухим провинциальным местом, а его дикие нравы нашли своё отражение в романе.

После ошеломительного успеха «Мелкого беса» Сологуб поистине стал «властителем дум». Как заметил Александр Блок: «Не было образованного русского человека, который не прочел бы этого романа». А про недотыкомку сказал: «Это ужас житейской подлости вообще, которая царствует в мире». Поэтический мир Сологуба абсолютно отвечает времени: он наполнен ощущением одиночества, тягой к смерти и разочарованием в жизни. Это мотивы европейского декаданса, именно молодой провинциальный учитель станет одним из первых представителей этого течения в русской литературе.

Не тужи, что людям непонятна

Речь твоя.

Люди — только тени, только пятна

На стене.

Его жизненный путь – звёзды вперемешку с муками. Слава, признание, успех и чудовищная борьба за существование.

Звезда Маир сияет надо мною,// Звезда Маир,// И озарен прекрасною звездою// Далекий мир…

Федор Сологуб: «Я – поэт бреда. Я – поэт химер, небывалостей, ужасов, снов».

Нина Яковлева


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер