Главная ЛитМастерская Писатель Ольга Славникова
Писатель Ольга Славникова

Обращаем ваше внимание на то, что страница «Литературная мастерская» представляет собой исключительно высказывания, рассуждения самого писателя, взятых из печатных и телевизионных интервью.
http://video.mail.ru/mail/talk-askar/533/553.html
http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=113599
Писатель рассказывает о своей работе над романом «Легкая голова»:
- … у меня герой возник сам собой. Некий человек, совершенно обычный, обладающий неким анти-гравитационным  феноменом на плечах: голова, как физическое тело, весит 5-6 кг, а его голова не весит ничего. … это метафора, читатель поймет, когда будет читать. Суть в том, что к этому человеку приходят очень-очень страшные спецкомитетчики и сообщают ему, что он невольно стал причиной  многих проблем в нашей жизни.legkay_golova
- … он их не боится, он еще пытается на этом и заработать, это и смешно и страшно. Такая коллизия, сначала кажущаяся даже комической, потом становится трагической.
- У Федора Михайловича  Достоевского в «Записках из подполья» есть фраза, ставшая знаменитой: «свету ли провалиться, или мне чаю не пить». Мой  герой решает проблему однозначно в пользу чая. Более того, он считает, что это правильно и нравственно… Я должен быть центром мира для себя, иначе я не буду свободным человеком…
- В один прекрасный момент я поняла, что когда человек совершает подвиг … он всегда прикрывает ошибку некоего военачальника, который не предусмотрел, что эта амбразура здесь окажется. Подвиг это всегда результат чьей-то ошибки, халатности, преступления, герой всегда за кого-то платит. А мой герой отказывается платить, он считает свою жизнь достаточно ценной для себя, и здесь я на его стороне.
- Трюк, который мой герой проделывает с аквалангом, я проделывала и сама, чтобы убедиться, что это возможно для простого нетренированного человека. … эмоционально это был такой drive, как никакой свой роман я писала, я получала такой кайф от него.
Я очень благодарна своему герою, что он дал мне испытать … замечательные ощущения.
- Я считаю, что роман очень жизненный и отвечающий на те же вопросы, которые поднимают многие люди, для себя, может быть, не проговаривая. Это актуальная книга… к нам пришла свобода, и мы были рады этой свободе, но мы не понимали, что такое свобода. Пришла пора осознать, что это не чай  с сахаром, не пирог с вареньем. Свобода это иногда страшная вещь, это одиночество, это социальная атомизация, крушение многих ценностей, - коллективизма, героических, романтических. Свободный человек имеет право не совершать подвига.
- Дистанцию от замысла до последней точки я бы назвала мореплаванием, когда выходишь в открытое море романа и кажется, что можешь плыть в любую сторону, а потом оказывается, что нет. Оказывается, что порт назначения своим романом уже определен заранее, нужно только его найти. Эти поиски и есть те самые творческие муки. Когда ты дописываешь роман и пребываешь в порт, тогда очень хорошо.
-Герои развиваются сами, самые сильные пытаются тянуть одеяло на себя,  некоторым можно это позволять, а некоторым нельзя… ты – капитан корабля, а герои – твоя команда, и ты должен держать их в порядке.
- Выбор всегда есть. Герой должен либо застрелиться, пожертвовав собой во имя позитивного развития вероятностей, либо он не захочет этого делать и не будет. Я сделала такой сюжетный ход, чтобы герой сам выбирал, а он выбирает собственную жизнь, и это и есть свобода. Быть свободным в своем выборе.
- Всегда находят виноватого в своих несчастьях, проблемах… но в середине романа герой вдруг задает себе вопрос – неожиданный для меня – когда я борюсь за себя, борюсь ли я только за себя. А, может быть, он борется за свободу этих людей, отстаивает  свободу как принцип. Отстаивает право человека не быть ни под каким давлением – ни под государственным, ни под моральным… отстаивает свободу человека как принцип.
- Своему герою я сопереживала с самого начала. Героя нашего времени  сначала принимают как негодяя, как приняли Печорина его современники. Это совершенно необходимый шаг начать с какого-то негатива, что может быть, не примут, а потом раскрыть его так, что он станет близким каждому читателю.
Материал подготовлен и обработан         Яковлева Н.А.

 

Новости

Октябрь открылся рдяным багрянцем, незлым солнцем и разговорами о литературе. Дороги «Большого чтения» перетекли в значительное гуманитарное событие регионального уровня, представленное проектом «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем». Мероприятие инициировано Псковской областной общественной организацией «Ассоциация гуманитарной культуры». В обсуждении подросткового и молодёжного чтения приняла участие и научная библиотека. На мой взгляд, тема чрезвычайно актуальная, и в будущих работах проекта необходимо привлекать специалистов по подростковому чтению из Детско-юношеской библиотеки им. В. Каверина. Именно они способны дать развёрнутый анализ заявленной проблемы, - многолетний опыт со школьной аудиторией структурирует и знание детской психологии, и запросы подростка на интеллектуальное чтение. СМИ, освещая мероприятие, несколько сместило акцент моего выступления, заявив (вроде бы, с моих слов) «школьники не ходят в библиотеку». https://pln-pskov.ru/univer/unnauka/325215.html

Но я говорила об интеллектуальном чтении, как способе самообразования потенциального читателя! А в конкретной проблеме «школьной аудитории» я – некомпетентна, такую ответственность на себя не беру.

С открытием библиотечного литературного сезона мы работаем с выездными литературно-художественными программами. Особые творческие отношения складываются с коллективом Детской художественной школы под руководством Олега Цветкова. В первую октябрьскую субботу просветительский проект «БиблиоТеатр «Прямая речь»» представил программу «Николай Гумилёв: Часовой чести» из цикла «Поэзия Серебряного века». Личная заинтересованность педагогов-художников в сохранении культурных ценностей – самый выразительный пример для их воспитанников. Призыв Макса Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить,// Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.// Пройти по всей земле горящими ступнями,// Все воспринять и снова воплотить, -воспринимается как извечное подвижничество русского интеллигента.

Продолжается социальное партнёрство с колледжем искусств им. Римского-Корсакова: 17 октября, накануне 100-летия со дня рождения Александра Галича, «БиблиоТеатр» показал композицию «Не надо, люди, бояться!», посвященную поэту-барду, драматургу, сценаристу. Кстати, премьера программы состоялась два года назад, в актовом зале ПОУНб, тогда приезжал сын Галича, - Григорий Михнов-Войтенко. Один из знаменитых советских изгнанников Александр Галич родился в стране, которую горячо любил, верил в идеи Ленина-Сталина, надеялся на светлое будущее своей Родины. Со временем противостояние поэта с властью достигло своего предела, Галич невольно стал писателем русского зарубежья. Когда оказался изгнанником, стал задыхаться без России.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с колледжем, хочется верить в студенческие традиции знаний и просвещения. Литературные дороги – пути-перепутья духовно-нравственных поисков, и да не иссякнет их источник.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер