Премия "Национальный бестселлер" nacbest
Ежегодная общероссийская литературная премия «Национальный бестселлер»  вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Премия была учреждена в 2001 году. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!» Лауреат 2011 года - Дмитрий Быков «Остромов, или Ученик чародея».

 

Над миром тайна и в сердце тайна,
А здесь -- пустынный и мглистый сон.
Все в мире просто, необычайно:
И бледный месяц, и горный склон.
В тиши вечерней все стало чудом,
Но только чудо и хочет быть,
И сердце, ставши немым сосудом,
Проносит влагу, боясь пролить.
Рдяные крылья во тьме повисли,
Я знаю меньше, чем знала встарь.
Над миром тайна и тайна в мысли,
А между ними -- земной алтарь.
Аделаида Герцык

Ежегодная общероссийская литературная премия «Национальный бестселлер» вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Премия была учреждена в 2001 году. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!» Казус в том, что премия давно не отвечает своему девизу. Так складывается, что не первый год премию получают уже знаменитые маститые авторы.
В этом году учредители  «Нацбеста» выносят решение, - произведения-лауреаты и финалисты других литературных премий не могут принимать участие в конкурсе. Ответственный секретарь премии Виктор Топоров на церемонии вручения высказал мнение, что современная литературная ситуация является своеобразным ренессансом романтизма; вместо объявленной в середине XX века «смерти автора» происходит скорее «смерть текста», когда личность автора важнее его текстов. Именно поэтому «Нацбест» не рассматривает мемуарные произведения, литературу «нон-фикшн».
Председатель фонда ''Национальный бестселлер'' Вадим Левенталь назвал результаты нынешнего ''Нацбеста'' катастрофическими. А литературный критик Никита Елисеев результатом ''Нацбеста'' чрезвычайно доволен: « ''Остромов'' это  лучший роман Быкова.  Это качественная литература. Это литература с сюжетом, с мыслью, с философскими отступлениями. Это нормальная классическая литература». При голосовании  прошлогодний победитель «Нацбеста» писатель и художник Эдуард Кочергин отдал свой голос за роман Быкова, объяснив  выбор идеальной композицией произведения.
Итак, лауреат 2011 года - Дмитрий Быков «Остромов, или Ученик чародея».
Это заключительная часть трилогии, первые две -  «Оправдание»  и «Орфография». Дмитрий Быков написал третий роман о двадцатом  веке. Первых два  представляют собой художественное исследование о духовном состоянии российского общества и конкретного человека после большевистской революции. С семнадцатым годом в Россию ворвались голод, холод, страх, смерть и кровь заполонили улицы, уничтожались целые сословия, сместились все параметры духовно-нравственных устоев, обесценивалось понятие семьи, культура превратилась в «факультет ненужных вещей». Один из люмпенизированных персонажей Быкова рассуждает: - Была культура, были драмы из-за культуры … - к чему? … теперь народились другие, у которых вообще,в самом зародыше вынута тяга к культуре. Им это просто не вложено. И они будут совершеннее, дорастут до лучшего, потому что не будут самоуничтожаться по пустякам… надо ампутировать тягу к культуре … сделать таких, которым не хотелось бы смотреть на небеса…  
В «Остромове» речь идет о «деле ленинградских масонов» 1926 г. и ключевом фигуранте дела — Борисе Васильевиче Остромове. В фамилии его прототипа — Астромов — Быков сменил первую букву, тем самым сохраняя игру с буквой «О» в заглавиях трилогии.

 

ostromov В трилогии присутствует  иррациональная  хронология: от конца (тридцатые годы и современность — “Оправдание”) к началу (революция — “Орфография”) и в середину (двадцатые годы, НЭП и тридцатые — “Остромов”). Но важно то, что “Остромов” — откровенное, открытое, яростное оправдание “лишнего человека” в лице другого героя романа Даниила Галицкого. Понятие «лишнего» человека устойчиво вошло в сознание новой власти. Лишнесть Даниила Галицкого — стихийная, естественная. Он не от мира сего. Тип творца, интеллигента, которому предстоит жить в период социальной катастрофы. Дмитрий Быков вновь говорит о ценностях внутреннего духовного мира человека. Быкова часто характеризуют как писателя «барочного». Быковская, напоказ, «избыточность», внешний блеск, за которым, в его знаковых произведениях, живет полнота мысли, идеи. Четкость конструкции соединяется с преизбытком деталей.
В «Остромове» переплетаются плутовство и авантюра. И к такому жанру цепляется пульсация российской истории. Современный взгляд обнаруживает в истории прежде невиданное, незамечаемое.
Быковский Остромов — масон, авантюрист, сокрушитель женских и юношеских сердец, с ведома ГПУ собирает в Ленинграде масонскую ложу, предварительно пообещав доносить обо всем в ней происходящем в то самое ГПУ, которое, собственно, становится  надежной охраной для всякого рода мошеннических дел Остромова.  В масоны охотно записываются актрисы, юристы, экс-дворяне, студенты, студентки и прочие «бывшие» и «недовыясненные». Приходит туда и юноша Даниил Галицкий, он верит всему, что там происходит, он полюбил Остромова, для него он не жулик и прохиндей, а учитель, наставник. Он абсолютно верит в то, что полетит, что научится левитировать. И действительно обучился чародейству, превосходно освоил левитацию и в нужный момент исчез из внутренней тюрьмы Большого дома на Литейном. А дальше – выбор — уйти в астральное поднебесье или остаться на грязной снежной земле. Даня предпочел ленинградскую черно-белую ночь, пахнущую «бензинным дымом, свежестью и смертью».
Персонаж  Даниил Галицкий, прототип Даниила  Жуковского, талантливого поэта, литератора, один из сыновей Аделаиды Герцык, писателя, переводчика эпохи Серебряного века. В 1938 году Даниил  Жуковский будет расстрелян.
В 1997 году в «Новом мире» были опубликованы этюды Даниила Жуковского. По читательскому опросу они были призваны лучшей прозой года. Литературный критик Ирина Роднянская заметила: «Эта небольшая проза показывает, что был утрачен талант уровня Марселя Пруста». Творческая натура его матери Аделаиды Герцык сумела заложить в своих детях потребность творчества. Это станет основой их жизненной установки, поможет им состояться как личностям.
Даниил Галицкий – собирательный образ поэта-мученика безжалостно уничтоженного властью, как чуждый элемент.
С выходом романа сразу же появились определения-ярлычки: Быков написал о прекрасности бывших и отвратительности пролетариата.
В одном из интервью писатель убедительно скажет:  - Это роман не о революции, это роман о том, как бывшие люди, поставленные в нечеловеческие условия, пытаются сохранить остатки достоинства.  И добавит: - Меня эта книга очень сильно изменила пока я ее писал.
Размышляя о новом романе Быкова литературный критик Дмитрий Ольшанский скажет про то время: Жизнь была разная, а сделалась одинаковая.
Быков пишет, как  на страну опускалась удушливо тянущая атмосфера.  Из романа:  «Мертвы были разговоры о ценностях и смыслах, мертвы реформы и контрреформы, мертвенно холодна была зима и мертвенно жарко лето, мертвы были пустоши и города, дворцы и трущобы, мертва была словесность, из тончайшего слоя которой высосали все соки».
Ночь будет долгая-долгая, темная-темная, - как сказал, умирая, Патриарх Тихон.
Но писатель рассказывает и о необыкновенной силе творчества. Литературный талант Дани Галицкого делает его духовно стойким.
На моей могиле цветы не растут,
Под моим окном соловьи не поют.
И курган в степи, где мой клад зарыт,
Грозовою тучею смыт.
Даниил Жуковский, поэт, расстрелянный в 1938году.

Яковлева Н.А.